Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине
 
Головна Основи віри Служіння Структура Церкви Історія АСД
 
 

01.03.2017  Аналітика

 

Спасение язычников и традиции иудаизма в 15-й главе книги Деяния апостолов (2 часть)

Предлагаем вашему вниманию продолжение цикла бесед с пастором Церкви адвентистов седьмого дня Дмитрием Левиным об истолковании 15-й главы книги Деяния апостолов.

Дмитрий Борисович, в прошлой беседе Вы сказали, что Ваша цель заключается в том, чтобы показать, что одновременно существовали и рукописание Моисея, и многочисленные истолкования, традиции и предписания, возведенные в ранг закона. И вся эта сложная система религиозных предписаний воспринималась иудеями как единое целое.

Совершенно верно!

Почему Вы считаете, что так важно правильно понимать этот вопрос?

Решение апостольского собора в Иерусалиме ясно и однозначно утвердило понимание того, что спасение человека не зависит от обрезания или принадлежности к определенному народу. Спасение даруется Христом.

Но, к сожалению, большинство христиан, независимо от вероисповедания, не знакомы с исторической и культурной средой, в которой жили апостолы и были написаны книги, вошедшие в канон Нового Завета. Отсюда неверное понимание ситуации, сложившейся в первоапостольской церкви. Следствием этого стало искаженное толкование многих отрывков Священного Писания.

Книга Деяния апостолов упоминает, что одним из доводов в пользу решения собора стало высказывание апостола Петра: «Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» (Деян.15:10). И любой человек, читая этот отрывок, задает вопрос: «Что это за иго, о котором говорит Петр?»

Большинство христиан, не задумываясь, ответят, что это закон Моисеев.

Да, это правда. Но под «игом неудобоносимым» в 15-й главе книги Деяния апостолов подразумевается не рукописание Моисея. Иисус Христос, описывая множество преданий и постановлений, которыми иудеи окружили Закон Моисеев, использовал сходное выражение: «…итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям» (Матф.23:3).

Вы хотите сказать что «игом неудобоносимым» были предания и постановления, которыми иудеи окружили Закон Моисеев? Выходит что, сам по себе, Закон Моисеев не был «игом неудобоносимым»?

Не был. «Игом неудобоносимым», которое братья-христиане из иудеев пытались «возложить на выи учеников», была узаконенная система религиозных требований, появившаяся в результате объединения Божественных предписаний и человеческих установлений.

Это ясно видно из тех обвинений, которые они выдвигали апостолу Павлу. «…всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, чтобы они не обрезывали детей и не поступали по обычаям» (Деян.21:21). О том, что эта система собой представляла, мы говорили в предыдущей беседе.

А вот Письменный Закон, Тора, был жизненно необходим для нормального существования нации. Представьте себе ситуацию, когда Моисей по повелению Бога вывел евреев из Египта. Как гласит перепись, одних только мужчин было 600 тысяч. Вдумайтесь в это число. Добавьте сюда еще 600 тысяч женщин и хотя бы 600 тысяч детей, по одному на семью. Получаем как минимум 1 миллион 800 тысяч человек. Бог сформировал целый народ.

Было бы довольно странно, если бы Бог дал Своему народу некие правила жизни, которые нельзя было бы «понести», а затем ругал бы их за то, что они этого не смогли сделать.

У любого народа есть законы, по которым он существует. Как модно теперь говорить, основной закон, утверждающий права и обязанности, а также законы и подзаконные акты, регулирующие различные сферы жизни. Наследование имущества, уголовная ответственность, супружество, религиозные обязанности и санитарно-эпидемиологические моменты. Иудеи всегда хвалились тем, что «…есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей» (Втор.4:8).

В противовес Вашему утверждению существует мнение о том, что у иудеев не было разделения закона на церемониальные гигиенические и другие постановления.

Это широко распространенное заблуждение. Как и утверждение, что каждый раз, когда в Библии упоминается слово закон, речь идет о Законе Моисеевом. Действительно, ортодоксальный иудаизм рассматривает Письменный Закон, а точнее 613 мицвот, содержащихся в Еврейской Библии (Ветхом Завете), не как свод правовых, ритуальных и гигиенических норм, а как изначально целостное Учение, откровение Божественной воли, провозглашенное при единственном и неповторимом явлении Бога еврейскому народу на горе Синае. Но ключевым здесь является слово «рассматривает».

Письменный Закон разделен на пять частей (хамиша хумшей Тора), буквально — «пять разделов Торы», или (хамешет сифрей Тора), буквально — «Пять книг Торы». Комментарии и толкования Торы так же формировались по определенным темам. Мишна состоит из нескольких разделов (сдарим): «Зраим» («Семена»), «Моэд» («Праздники»), «Нашим» («Женщины»), «Незикин» («Убытки»), «Кодашим» («Святыни»), «Тохорот» («Чистота»). А каждый раздел состоит из нескольких трактатов (масехот).

Дмитрий, Вы упомянули, что еще одним широко распространенным заблуждением является понимание того, что каждый раз, когда в Библии упоминается слово Закон, речь идет о Законе Моисеевом.

К сожалению, такое понимание существует. Слово «закон» в Библии имеет множество значений. Поэтому при чтении Священного Писания необходимо быть крайне внимательным, каждый раз уточняя, о чем именно идет речь в тексте.

Во-первых, слово «закон» в Священном Писании используется для обозначения заповедей Декалога, которые были начертаны на двух каменных скрижалях перстом Божьим (Исх.32:15-16) и находились в ковчеге завета. «Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Рим.7:77).

Еще слово «закон» используется для обозначения свитка Торы, «рукописания», написанного Моисеем, и известного как Пятикнижие или «весь закон сей» (Втор.4:8), положенного «одесную» (с правой руки) ковчега завета (Втор.31:24-26).

Кроме того, словом «закон» в Синодальном переводе Библии обозначается какое-либо отдельное повеление Торы: «закон о проказе» (Лев.14:56), «закон о жертве за грех» (Лев.6:25).

Также словом «закон» переводится любое узаконенное правило, не связанное с рукописанием Моисея, но обязательное для исполнения, например, закон раздела добычи, военных трофеев: «Какова часть ходившим на войну, такова часть должна быть и оставшимся при обозе,…и поставил он это в закон и в правило для Израиля до сего дня» (1Цар.30:24-25).

Еще одно значение слова «закон» мы находим в посланиях апостола Павла, где оно используется для обозначения определенного духовного принципа или наблюдаемой закономерности. Закон смерти (Рим.7:21): «…возмездие за грех-смерть» (Рим.6:23) или «закон жизни во Христе»: «…дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23).

И, наконец, слово «закон» используется для обозначения некоего образа жизни в рамках религиозных требований, когда человек объявлялся праведником при исполнении им религиозных норм, традиций и предписаний. То есть когда он жил в соответствии с системой узаконенных требований. «Еврей от Евреев, по закону фарисей, по ревности — преследующий Церковь, по праведности в законе сделавшийся безупречным» (Фил.3:6, подстрочный перевод Винокурова).

Но каким образом знание этих особенностей поможет нам в истолковании 15-й главы книги Деяния апостолов?

Как мы уже говорили ранее, знание религиозных традиций того времени и основных идей, лежащих в основе противостояния, дает нам возможность верно понимать не только ситуацию на Иерусалимском соборе, но и решения, принятые на нем. И наоборот: «если исходные предпосылки неверны, то и окончательные выводы будут ошибочны, не смотря на логически правильное построение аргументации».

Позвольте проиллюстрировать это на примере истолкования отрывка из Послания апостола Павла к колоссянам. «…никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол.2:16). Этот отрывок чаще всего используют для аргументации идеи о том, что во времена Нового Завета нет необходимости соблюдать 4-ю заповедь Декалога и постановления о чистой и нечистой пище, записанные в 11-й главе книги Левит: «...вот животные, которые вам можно есть…» и в 14-й главе книги Второзаконие: «Не ешь никакой мерзости...»

На самом деле проблема осуждения, существовавшая в то время в христианских общинах, касалась требований иудейской узаконенной системы. Христиане из иудеев ревностно соблюдали многовековые традиции своего народа и поэтому осуждали христиан из язычников, которые не жили в рамках традиционного для Израиля образа жизни.

Тора предписывала евреям «Три раза в году… являться пред лице Господа» (Втор.16:16) и приносить «жертвы мирные»: «…и ешь там, и веселись пред Господом Богом твоим» (Втор.27:7). Но, как мы говорили ранее, требования закона Моисеева за столетия обросли традициями и «заповедями человеческими», и это в первую очередь касалось «пищи» и «пития». Письменный закон требовал проведения трапезы на Пасху или на праздник Суккот, а устная традиция предписывала порядок совершения пасхальной вечери или иного застолья, а так же блюда, которые должны были находиться на столе.

А язычники, ставшие христианами, должны были следовать этим установлениям? Ведь для участия в пасхальной трапезе нужно было пройти обряд обрезания?

Согласно установлению о Пасхе, участвовать в пасхальной трапезе могли только обрезанные. И пришедшие из Иудеи иудео-христиане были уверены, что язычники должны были проходить обряд обрезания. Иначе «не можете спастись».

Скажу больше: тема «пищи и пития» гораздо обширнее, чем это обычно принято представлять. Должны ли христиане из язычников есть жертву мирную? А как быть с праздником Пурим? Должны ли христиане из язычников праздновать «день победы», установленный во времена царицы Есфирь, и как часть праздничного кушанья готовить блюдо под названием «Уши Амана»?

А праздник Нового года, Рош ѓаШана? На столе должны быть яблоки с медом, чтобы год был благополучным и сладким; голова барана или рыбы — чтобы быть во главе, а не в хвосте; плоды граната — чтобы заслуги перед Богом умножились; свекла и финики — чтобы убрались и «закончились» враги.

Иудео-христиане, находившиеся в христианских общинах, все это соблюдали. Естественно, те, кто не готовил и не употреблял пищу, считавшуюся обязательной в определенные дни традиционных праздников, подвергались осуждению.

Каждый праздничный стол был так тщательно прописан?

Не только праздничный. По закону поста 9-го ава, установленного в память о разрушении Храма, в последнюю трапезу перед постом обычно едят традиционное траурное блюдо: вареное яйцо, слегка посыпанное пеплом. В траурные дни в течение трех недель не устраивают торжества, свадьбы, музыкальные представления. Девять дней воздерживаются от мяса и вина.

Кроме того, когда апостол Петр говорит, что «никогда не ел ничего скверного или нечистого» (Деян.10:14), он упоминает еще один аспект традиционного иудейского понимания, которое делило «пищу» и «питие» на «скверную» и «нечистую». То есть скверной или нечистой пища и питие могли быть объявлены в зависимости от существовавшего в то время традиционного понимания «осквернения»: «...а если прикоснется ко всему этому (хлеб, вареное, вино, елей, какая-нибудь пища) кто-либо, осквернившийся от прикосновения к мертвецу: сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым» (Агг.2:12-13). При этом сама по себе она могла и не попадать под запрет 11-й главы книги Левит.

В иудейской традиции покупка и употребление мяса, посвященного идолу, считалось нарушением заповеди и участием в идолопоклонстве. Поэтому пища, посвящавшаяся идолам, считалась нечистой (оскверненной). Поэтому тот, кто ел то, что «не нужно» или, наоборот, не ел то, «что должно было есть» в определенной время, осуждался в общине как человек неблагочестивый и попиравший многовековые традиции народа Божия. Поэтому «ревнители закона» или, как говорит Писание, «некоторые из фарисейской ереси уверовавшие», и осуждали христиан из язычников за «пищу» или «питие».

Апостол Павел прекрасно понимал опасность такого подхода. Именно поэтому в большинстве своих посланиях он так активно обсуждает вопрос обязательности или необязательности различных традиций иудаизма для обратившихся в христианство из язычников. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим.14:3). «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто…» (1Кор.8:4). Но, к сожалению, в большинстве случаев апостол был вынужден констатировать факт, что «не у всех такое знание».

А как Вы прокомментируете вторую часть текста: «…или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу»? Здесь тоже необходимо знать некую «специфику» традиций, чтобы правильно понимать и истолковывать этот отрывок?

Да, конечно. Этот текст в буквальном переводе с греческого звучит так: «…части праздника», «новолуние», «субботы». Пасха, праздник опресноков (Исх.34:18) и день возношения снопа (Лев.23:11), по сути, являлись составными частями весеннего празднования, продолжавшегося неделю. Кроме этого первый и последний день объявлялись субботами.

«…в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте и в течение семи дней приносите жертвы Господу в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» (Лев.23:7-8). «…а в седьмой день отдание праздника Господу, Богу твоему; не занимайся работою» (Втор.16:8).

В некоторые праздники народ мог быть праздным (не работать) в течении нескольких дней. «Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего и веселись в праздник твой… семь дней празднуй Господу, Богу твоему» (Втор.16:13-15).

Это относится не только к праздникам, прописанным в Торе. Праздник Пурим, который мы уже упоминали, могли праздновать два дня: «…постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год» (Есф.9:27). Особо интересно отметить, что «постановили Иудеи», но требование распространялось «и на всех, присоединяющихся к ним».

К списку основных праздников так же можно отнести праздник Обновления (Ин.10:22), больше известный как Ханука, праздник Седмиц (Шавуот), больше известный как Пятидесятница, праздник Труб (Лев.23:24), а также упоминавшийся Рош ѓаШана.

Выходит, что праздник мог состоять из нескольких частей и праздновался несколько дней; к тому же некоторые из этих дней объявлялись субботой.

Да. При этом необходимо уточнить, что субботы, о которых говорится в тексте, — это не еженедельный седьмой день недельного цикла. Праздники годового цикла праздновались «по дням», то есть имели фиксированные даты проведения. И независимо от того, на какой день недели выпадало проведение «священного собрания», он объявлялся субботой.

Это очень хорошо видно на примере Йом Киппура (Дня Очищения), который прямо назван в книге Левит «субботой покоя». «… в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание... никакого дела не делайте… это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (Лев.23:27-32).

А как же новомесячия?

Новомесячия или новолуния — это память о Синае: «…в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую… и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы» (Исх.19:1-2). Это напоминание о том, как была получена Тора.

Так, знание культуры и обычаев того времени позволило нам совершенно в ином свете увидеть этот отрывок из Послания к колоссянам.

Решение апостольского собора в Иерусалиме не просто затронуло все эти особенности. Апостолы и пресвитеры церкви под водительством Духа Святого на века утвердили понимание того, что спасение человека не зависит от его принадлежности к определенному народу или от того, что он живет в рамках религиозных требований иудаизма, исполняя религиозные нормы, традиций и предписаний. Спасение даруется Христом.

Продолжение следует.

Вопросы — Максим Балаклицкий

Читайте также:

Спасение язычников и традиции иудаизма в 15-й главе книги Деяния апостолов

«Холода Скифии пылают жаром веры». Скифы и сарматы были христианами до крещения Киевской Руси

Поделиться:
просмотров: 567
 

Нове на сайті

   1.03.2017 На Луганщині 65 сімей отримали допомогу із Канади (ВІДЕО)
   1.03.2017 Анонси подій
   
  26.02.2017 Харьков. Крещение в молитвенном доме на Якутской после программы «Откровение надежды» с участием Билла Биаджи.
  26.02.2017 Ректор українського адвентистського вишу Людмила Штанько: «Ми хочемо виховувати духовну еліту нації»
  24.02.2017 "День за днем", №523
    Каталог файлів
  23.02.2017 Познавательная программа «Против течения» в Энергодаре. 4-18 февраля 2017 г.
  23.02.2017 «По соображениям совести»: фильм о вере, любви и самоотречении
  23.02.2017 В Энергодаре начинает работу центр «Моя здоровая семья»
  23.02.2017 Супруги Луневы поделились рецептом семейного счастья: «Важно, чтобы каждый старался сделать счастливой свою вторую половинку»
  22.02.2017 Український гуманітарний інститут в цифрах
 

Події Церкви в Україні

   1.03.2017  Дети в Дарьевке Херсонской области услышали весть о спасении и получили подарки
   1.03.2017  У Чернівцях пройде Міжнародна науково-практична відео-конференція, присвячена 500-річчю Реформації
  27.02.2017  У Краматорську презентували акцію «Донеччина — Реформація-500» (ВІДЕО)
  27.02.2017  Пансионат «Наш Дом» анонсирует медико-миссионерские курсы и лагерное собрание
  26.02.2017  Посетителей евангельской программы в городе Николаеве призывали верить Библии и практиковать здоровый образ жизни
  26.02.2017  На концерте в Николаеве подчеркнули значение протестантской Реформации для современного общества
  26.02.2017  На конференції філологів в Українському гуманітарному інституті говорили про англійську англійською
  25.02.2017  На фестивалі дитячої творчості у Вінниці зібрали кошти для допомоги онкохворим дітям