Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине
 
Головна Основи віри Служіння Структура Церкви Історія АСД
 
 

18.01.2017  Аналітика

 

Христианская школа — средство религиозной пропаганды или возможность реализации права на свободу вероисповедания?

Пастор Александр Рудковский дискутирует с автором статьи «Учить или проповедовать?» Игорем Тышкевичем, который критикует недавно предоставленное религиозным организациям Украины право основывать общеобразовательные учебные заведения.

Не так давно Президент Украины подписал закон «Про внесення змін до деяких законів України щодо заснування релігійними організаціями навчальних закладів». В нашей стране происходят небывалые перемены. Вместо многолетней безальтернативной государственной монополии на образование государство дало шанс церквям стать теми, кто поможет дать детям среднее образование. И церкви с трепетом и воодушевлением принимают сегодня этот вызов. Создаются первые школы, формируются первые классы христианских общеобразовательных школ. Учителя-христиане с большой ответственностью подключаются к этому непростому процессу обучения.

Церковь и школа в одной лодке?

Да, школа — это, несомненно, свои ассоциации: парта, учитель, доска, тетрадь… Но пока еще далеко не все готовы вместить в эту ассоциацию повествование о Боге и, тем более, молитвенную просьбу к Высшему Разуму перед началом учебного дня. И в этом основная проблема. Нам очень тяжело расставаться со сложившимися стереотипами, какими бы они ни были — хорошими или плохими. Те, кто не в состоянии принять новую реальность, с большим недоверием относятся к самому факту, что церковь может находиться в «одной лодке» с учебным процессом. Иные усматривают в этом вероятность религиозной пропаганды несформировавшимся умам. Третьи попросту заявляют, что это неслыханно, чтобы детей якобы «учили не точным наукам, а библейским историям». Хочется разъяснить таким критикам, что их замечания не совсем справедливы по отношению к христианским школам.

Опыт других государств

Далеко не секрет, что если вы пересечете границу таких государств как Швейцария или Италия, то встретите немало католических университетов, институтов, школ и детских садов. Народный рейтинг их довольно высок. Многие не то, что стремятся, а откровенно мечтают учиться в стенах этих учебных заведений.

Уровень преподавания, высокая мораль — это основные камни в фундаменте этих заведений. Несмотря на то, что образование в них платное (и это немалые деньги), они не испытывают недостатка в желающих занять парты в их классах. Нужно признать, что уровень преподавания в таких учебных заведениях довольно высок. При этом немало тех, кто не причисляют себя к глубоко верующим, тем не менее, стремятся получить образование в католических школах и вузах. Их вовсе не смущает то, что там молятся перед занятиями, что время от времени упоминается имя Божье. Все прекрасно понимают, что никто никого не может заставить стать верующим. Однако родители и их чада выбирают качественное образование.

Свобода вероисповедания

Украинское общество — одно из самых религиозных на континенте. Несмотря на многолетнее засилье атеизма, украинцы относят себя к числу верующих традиционных, протестантских или других церквей и религиозных организаций. В нашей стране немало тех, кто искренне и очень серьезно исповедуют свои религиозные взгляды. И эти многочисленные семьи искренне мечтают, чтобы их дети могли в стенах школ исповедовать свои убеждения без дискриминации или ущемлений. И те, кто утверждают, что это не проблема, глубоко заблуждаются.

Известны тысячи случаев того, как дети из верующих семей испытывают на себе, каково быть «белой вороной» в классе. Довольно редко учитель в классе говорит о праве и свободе вероисповедания. В лучшем случае — молчит, видя, что остальные дети могут быть настроены недружелюбно к своему «не такому, как все» однокласснику. Это связано с тем, что вера может быть чуждой и самому учителю. Он сам может считать, что ребенок не должен быть таким.

Такие дети и их родители заслуживают того, чтобы в обществе, декларирующем свободу вероисповедания, существовали школы и другие учебные заведения, где их чувства глубоко уважаются учителями и учениками. Важность этого трудно переоценить, ведь, как известно, ценней всего свобода, свобода вероисповедания.

Качество образования

Что бы ни говорили о единой системе образования, но когда речь идет о качественной стороне образовательного процесса, то довольно скоро становится понятно, что «шила в мешке не утаишь»: сегодняшним светским школам есть куда расти и стремиться. И проблема не в самой школе как таковой, а в изначальных условиях и подходах «старой системы».

Разве приходится рассчитывать на серьезное качество знаний, когда классы наполнены 30-ю и более детьми? Я вспоминаю свой первый класс, глядя на школьную фотографию, сделанную в 1987 году: учительница 42 ученика. О каком индивидуальном подходе могла идти речь в таком классе? Насколько тяжело было нашему учителю тогда, мы понимаем только сейчас. Но, не смотря на то, что сегодня не часто встретишь такие переполненные классы, все же согласитесь: и тридцати ученикам довольно сложно разъяснять материал. А чего стоит держать дисциплину, не используя «черные» методы? Все это из-за безвыходной реальности: такая система.

В классе должно быть от 20 до 30 детей. А что если изменить подход? Если сформировать класс не из 30, а из 12 учеников, даст ли это свои плоды? Конечно! Атмосфера в классе изменяется кардинально. Учитель «в поле досягаемости цели». А цель — научить. Даже Христос избрал 12 учеников, и этот узкий круг был способен глубоко воспринимать истину. Так и сегодня дети по-другому смотрели бы на школу, если бы им уделяли больше внимания на уроке, замечали и учитывали их индивидуальные особенности в восприятии материала.

Преимущества христианского образования

Есть люди, которые видят пропаганду в самом названии: «христианская школа». Стоит сразу же сказать, что родители имеют право воспитывать своих детей в религиозном духе. Это право каждого родителя в нашей стране.

Хотя, соглашаясь с критиками, мы можем сказать: «Да, действительно, было бы не совсем правильно, чтобы в государственной школе ребенку в рамках школьной программы давали материал, который носит религиозный характер. Ведь религиозных течений и учений сегодня много». Но тут речь о другом. Вопрос в том, что вышеупомянутый закон является откликом на большую потребность тех семей, которые желают, чтобы их ребенок обучался в частной школе именно того вероисповедания, которого придерживается конкретная семья. Исповедания, которое разрешено законом Украины и которое не несет никакой угрозы обществу.

Дети в такой школе изучают те же предметы школьной программы, а сами школы не «оторваны» от общего образовательного процесса в государстве. Такие школы подчиняются Министерству образования и науки нашей страны, у них есть аккредитация. Они используют всеобщую образовательную программу, а учителя приобрели надлежащее педагогическое образование, позволяющее им работать с детьми. Христианские школы используют такие же учебники и предъявляют к ученикам такие же требования, как и в обычной школе.

И только некоторые вещи отличают христианскую школу от светской. Ее учителя сами являются христианами. Они не только учат детей наукам, но личным примером показывают, как правильно поступать. Они ставят перед собой цель развивать детей не только интеллектуально, но, что особо важно, духовно и социально. Наряду с теорией Дарвина они открывают учащимся правомерность теории креационизма, которая обладает достаточным количеством научных доказательств.

Но основное — это все-таки мораль. В этих школах на высокий уровень возведена мораль каждого ученика и учителя, что очень важно для тех семей, которые заботятся о будущем нашей страны. Все мы переживаем о будущем подрастающего «электронного» поколения. Вызовы, с которыми сталкиваются современные дети и молодежь, еще более агрессивные, чем 15-30 лет назад. И чтобы ребенку выстоять в этой схватке, недостаточно обладать только классическими школьными знаниями: необходим духовный стержень.

В то время как в стране возник вакуум духовности, молодое поколение впитывает в себя альтернативные «ценности», которые формируют отношение к школе, родителям, к себе, к ближним и к обществу в целом. У государства не хватает инструментов, чтобы в корне изменить положение вещей. Но христианские школы — это, возможно, один из самых верных способов исправления ситуации, а также воспитания в наших детях истинных добродетелей.

Нельзя забывать, что дети очень тонко подмечают фальшь и лицемерие. Они сразу же чувствуют, чего стоят лекции о вреде курения и алкоголя, если сам учитель курит на перемене или на страницах соцсетей публикует застольные фотографии со спиртными напитками. Мы понимаем, что сегодня недостаточно объяснять детям, что хорошо и что плохо. Они жаждут увидеть реальный жизненный пример в учителях, родителях, церкви. И, пожалуй, именно это трио служит спасательным кругом нашего общества. Когда каждый из этих троих сделает все возможное для ребенка, несомненно, его детство и предстоящая взрослая жизнь обретут новое качество, новые перспективы.

А тем, кто придерживается другого мнения по поводу христианских школ, не стоит слишком беспокоиться. Христианские школы будут существовать не вместо, а вместе с государственными. И вас никто не заставит обучать ребенка в той школе, которая вам не по душе. Свобода выбора — это привилегия венца творения, так что выбор остается за вами. А для тех, кто убежден в необходимости христианских школ и нуждается в таких учебных заведениях, государство предоставило право создавать их и обучать в них детей.

Пастор Александр Рудковский
Фото

Читайте также:

Директор киевской христианской школы «Досвітня зоря»: «Атмосфера в школе настолько доброжелательная и хорошая, что родители и дети очень рады» (ВИДЕО)

В днепропетровской христианской школе кроме основных предметов дети учатся исследовать Священное Писание и узнают, что говорит Библия

Людмила Штанько рассказывает о новой специальности «Начальное образование», которая открывается в Украинском гуманитарном институте

Поделиться:
просмотров: 681
 

Нове на сайті

  15.01.2017 Анонси подій
   
  15.01.2017 Третій конгрес адвентистів-підприємців (Вінниця, 16-20 листопада) (ВІДЕО)
  14.01.2017 "День за днем", №517
    Каталог файлів
  14.01.2017 Оксана Козунь про кохання і нові кліпи (ВІДЕО)
  14.01.2017 Гурт ManSound про свою творчість і справжню дружбу (ВІДЕО)
  14.01.2017 Что Эллен Уайт пишет о питании во время беременности
  14.01.2017 Пастор-марафонец Денис Медведев: «Для здоровья лучше просто бежать, чем бежать с целью кого-то обогнать»
  12.01.2017 Цукровий діабет: причини, симптоми та лікування (ВІДЕО)
  12.01.2017 Ірина Федишин про свою сім’ю і духовність (ВІДЕО)
  12.01.2017 Програма туру по місцях Реформації
    Каталог файлів
 

Події Церкви в Україні

  17.01.2017  На Тернопільщині адвентисти відвідали виправну колонію, де пропагували заняття спортом і здоровий спосіб життя
  17.01.2017  Адвентисты подарили праздник маленьким жителям Славянска
  17.01.2017  Дети в черниговском арт-кафе МАК показали свое творчество и ответили на вопросы о Рождестве
  17.01.2017  Участники каникулярной школы в Ромнах узнали, кто из рожденных на земле является «Самым-самым»
  17.01.2017  В рамках проекта R-500 более 100 детей из социально незащищённых семей посетили рождественский праздник в Никополе
  17.01.2017  На рождественских мероприятиях в Харькове христиане показали спектакль о Христе, послужили детям-инвалидам и детям из социально незащищенных семей (хроника)
  17.01.2017  На Луганщине адвентисты из пансионата «Айдар» познакомили сельских и городских жителей с библейской историей спасения
  16.01.2017  Англійський педагог розповів, як правильно викладати