Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине
 
Головна Основи віри Служіння Структура Церкви Історія АСД
 
 

28.04.2017  Аналітика

 

Проклятие и благословение перфекционизма

В середине ХХ века в Великобритании был один завод, назывался он Портэус. Обычный небольшой завод, производство которого было узко специализировано. Он производил оборудование для перемалывания зерен для солодовой и пивоваренной промышленности. И в 1980-х годах этот завод разорился и был закрыт. Но вовсе не из-за того, что в Британии перестали производить пиво и виски. И не из-за того даже, что у завода были конкуренты, которые оказались успешнее. И не из-за плохого управления. Проблема, как это ни парадоксально, оказалась в слишком высоком качестве продукции завода. Их машины оказались настолько хороши и надежны, что никто, приобретя у них оборудование, не приходил к ним повторно. И в какой-то момент в стране просто больше не осталось клиентов, потому что все уже купили нужное оборудование, и в новом нужды не было, и не предвиделось. До сих пор эти машины, произведенные 30-50-60 лет назад, безотказно служат их владельцам, лишь раз в десяток-два лет требуя незначительного ремонта.

Эта британская компания стала жертвой того, что в последнее время принято называть словом «перфекционизм». Перфекционизм — это стремление делать всё максимально качественно, желательно идеально, без каких-либо недочетов, стремление всё учесть, всё успеть, это стремление быть лучшим.

Сегодняшний мир пронизан идеей перфекционизма. Она проникает в сознание человека с детства и преследует его всю жизнь. Наверняка вы нередко встречали людей, а быть может, и сами относитесь к таковым, кто всегда стремился и стремится учиться на одни пятерки и жестоко страдает, когда получает низкие оценки. Или же кто стремится к идеальной чистоте и порядку в доме, сдувая пылинки еще до того, как они осядут на мебель. Или кто проверяет сделанную работу до тех пор, пока не убедится, что всё идеально, придраться не к чему, хотя и тогда будет чем-то недоволен. Могут быть и другие его формы и проявления.

Огромное количество тренингов, бизнес-семинаров, обучающих программ нацелены на то, чтобы убедить человека ставить себе высокие цели и упорно их достигать. С детства родители, общество, сама жизнь приучают ребенка к тому, чтобы стремиться быть лучшим, потому что это дает ощущение значимости, востребованности, уважения окружающих, которые нужны каждому. Отличников хвалят, двоечников позорят, занявших четвертое место не замечают. Вся жизнь состоит из конкурсов, в которых победители получают всеобщее одобрение, а проигравшие — в лучшем случае жалость.

И если у человека в голове тумблер сработал, если он начал играть в эту игру, то будет постоянно стремиться к идеалу, при этом всегда оставаясь недовольным. Ведь всегда можно было бы сделать что-то лучше.

Но иногда это оканчивается не очень хорошо. В случае с британским заводом — это стремление быть лучшим привело к разорению. У людей перфекционизм часто приводит к лишним стрессам, страхам, беспокойствам. Ради достижения наилучшего результата таковой жертвует сном, здоровьем, отношениями с близкими, другими важными вещами в жизни. А иногда это многолетние страдания или поломанная жизнь. А всё потому, что перфекционисты в большинстве своем не могут адекватно рассчитать свои силы и возможности. Человек хочет сделать дома ремонт, замахивается на нечто грандионзное, что приводит к тому, что ремонт длится годами. Парень десятилетиями ищет идеальную девушку.

В то же время нельзя сказать, что это стремление делать все наилучшим образом само по себе плохо. Есть и библейское обоснование перфекционизма. Кол.3:23: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков». А для Господа — это как? Это лучше всего, идеально, конечно же.

И перфекционизм нередко приносит и положительные плоды, если, конечно, им правильно распоряжаться.

Я сегодня хотел бы вспомнить историю одного библейского перфекциониста. И, как мне кажется, этот перфекционизм несколько по-разному, но проявлялся постоянно в его жизни.
Этот человек — Моисей.

Я не буду сейчас приводить все эпизоды, в которых проявился перфекционизм Моисея. Но было их немало. Моисей всегда ставил для себя самые высокие планки и стремился делать все идеально. При этом не всегда он адекватно оценивал свои силы, что порой приводило к проблемам. Типичный перфекционист, можно сказать.

Так было в эпизодах, когда Моисей вмешивается в споры, считая, что может разрешить их наилучшим образом. Так было тогда, когда тесть Моисея Иофор наблюдал картину суда, который совершал Моисей над народом, провозглашая людям волю Всевышнего, при этом жертвуя комфортом людей и мучась сам. Моисей мыслил по-перфекционистски при ропоте Израиля по поводу мяса, когда стал говорить, что разве что вся рыба морская или весь скот всего народа смогут удовлетворить потребность израильтян в мясе. И был еще ряд других ситуаций, в которых проявлялись перфекционистские устремления Моисея.

Эпизод, на котором я хотел бы остановиться — это призвание Моисея.

У Господа с ним был длинный диалог, занимающий Исх.3–4. Господь сообщает об особой миссии, которая возлагается на Моисея, а Моисей постоянно задает вопросы или как-то комментирует слова Божьи.

Вот несколько реплик Моисея в этом диалоге:

Исх.3:11 Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?

4:1 И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь?

4:10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.

4:13 [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.

Что мы видим в этих репликах?

С одной стороны, здесь Моисей проявляет некоторое свое недоверие Богу и низкую самооценку. С этим всё понятно.

Но я вижу здесь и следы перфекционизма Моисея. В чем он выражается? В том, что Моисей если уж возьмется за дело, то должен сделать его хорошо, иначе и браться не стоит. Он уже однажды переоценил свои силы, что стоило ему сорока лет хождения по пустыне с овцами, и второй раз он рисковать не хочет. Но планку он за эти годы не опустил: дело должно быть сделано или идеально, или никак. Уверен, Моисей был и лучшим пастухом в том регионе. Поэтому для Моисея важно всё: что говорить, как говорить, какие приводить аргументы, важно страхование рисков, пути выхода из ситуации. А главное — нужно, чтобы это совершил человек, который способен сделать такое ответственное и непростое дело.

И, конечно же, момент с характеристикой своей речи.

Помимо этого эпизода, Моисей еще раз в диалоге с Богом говорит об этой своей особенности. Исх.6:30: «Моисей же сказал пред Господом: вот, я несловесен: как же послушает меня фараон?». Как покажет вся дальнейшая история, и как это видно из текста Пятикнижия, написанного Моисеем, был этот человек, я полагаю, вполне словесен и речист, и мысли формулировал лучше, чем кто-либо другой, и образование было у него превосходное, при дворе фараона полученное. Да и лидерскими качествами он обладал выдающимися. Но, на перфекционистский взгляд Моисея, этого было мало. Для такой миссии, для такого огромного дела своих коммуникативных навыков Моисею казалось недостаточно.

Богу, однако, лучше знать, что Моисей может, а чего нет. И Господь интересным образом отвечает на перфекционизм Моисея.

Исх.4:1-2: И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? 2 И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.

И дальше идет описание того, что Моисею надо было с жезлом этим делать. И в дальнейшем повествовании этот самый жезл в руке Моисея сыграл немалую роль.

Почему я считаю, что в этих стихах есть ответ Божий на перфекционизм Моисея? Из-за того, какой вопрос Господь задает Моисею: «что это в руке у тебя?».

Когда Моисей представлял себе, как можно вывести еврейский народ из плена, ему, вероятно, мыслилось вооруженное восстание или же сложнейшие дипломатические переговоры. А для этого нужно иметь оружие, иметь сильнейший дар убеждения, иметь команду верных помощников, инструменты для поднятия духа восстания, выверенный план действий. Что из этого было у Моисея? Ничего. И поэтому он считал, что задача невыполнима.

А что было у Моисея? Жезл. Обычный пастушеский посох. И Господь говорит: вот этот жезл, который у тебя в руках, и будет тем инструментом, с которым ты пойдешь выполнять Мое поручение. Господь не говорит Моисею, чтобы тот достал оружие, собрал команду, нашел пиарщиков и дипломатов. Господь говорит Моисею, чтобы тот использовал то, что у него есть. И с этим малым Всевышний будет делать уже то великое, что Он задумал.

Идея Божья в этом ответе — это идея действий по силам, возможностям. Господь не требует невозможного, совершать что-то, для чего у Его посланников и учеников нет ресурсов. Бог хочет лишь того, чтобы мы использовали уже имеющееся у нас для Него. А результат может поразить нас самих.

Исх.4:3 [Господь] сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.

Что Всемогущий Бог может сделать с теми скромными возможностями, которые есть у человека, когда эти возможности служат для дела Божьего? Что угодно. Для Господа нет ничего невозможного. Моисея действие Божье с жезлом ошеломило и испугало.

В Писании встречается еще в нескольких местах эта идея того, что наше дело — не пытаться всё сделать идеально, не выбирать между тем, будет это совершенно, или никак; наше дело — делать то, что нам по силам, используя то, что у нас есть.

Еккл.9:10: Все, что может рука твоя делать, по силам делай.

1Пет.4:10–11: Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. 11 Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа.

«По силе, какую дает Бог».

Это Божий ответ на проклятие перфекционизма. Господь отметает все отговорки, отметает все попытки человека сделать всё идеально, и призывает делать то, что человек может делать здесь и сейчас, имея то, что у него в руках.

Означает ли это, что Богу не хочется, чтобы всё было сделано наилучшим образом? Конечно, хочется, в этом цель Всевышнего.

Господь — всем перфекционистам перфекционист. Для Него недостаточно что-либо меньшее, чем «хорошо весьма». И те цели, к которым Господь ведет нас — это цели возвышенные, великие. Цель, которую Он поставил перед Моисеем — это цель грандиозная. Бог ставит высокие планки, и Он любит тех, кто стремится достигать таких целей. Но достигать их не отвергая те небольшие возможности, которые есть здесь и сейчас, не переоценивая свои силы, а достигать их с помощью того малого, что у меня есть сейчас, используя все свои таланты, свое время, свои силы, средства.

Почему Господь выбрал Моисея для этого важного и сложного служения? Почему Моисей стал тем человеком, который удостоился узреть славу Господню, с которым Всевышний говорил как кто говорит с другом своим? Почему Моисей смог дойти до конца, довести народ до Ханаана, смог передать народу Закон, смог написать Тору? Почему именно Моисея Господь избрал, чтобы создать народ Израильский?

Исх.40:16 И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал.

Фраза «как повелел Господь» в Пятикнижии встречается около 60 раз, и относится к тому, что сделал Моисей сам, с Аароном, или что сделал под предводительством Моисея народ. Около 60 стихов говорят о том, что Моисей точно выполнял всё, что ему говорил Господь, и от других требовал того же.

Исх.33:15 [Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда.

Что можно сказать о Моисее, исходя хотя бы из этих стихов?

Моисей был неисправимым перфекционистом. И, думаю, это одно из тех качеств, за которое Господь его избрал.

Моисей делал всё точно так, как говорил Господь, на меньшее он не был согласен. Он, например, сделал скрижали такие, как были те, что дал Господь, хуже было нельзя, и сделал их в указанный Богом срок, опаздывать он не мог.

Перфекционизм Моисея говорил: или Сам Господь пусть ведет нас, или мы никуда не пойдем.

И в ответ на такую перфекционистскую дерзость Господь говорит Моисею: «ты приобрел благоволение в очах Моих» (Исх.33:17).

Стремление всё делать максимально качественно, наилучшим образом — это то, чего хочет от нас Господь. Планки Он перед нами ставит высокие. Но путь к успеху — полное доверие Господу, и использование для Его дела того, что у меня есть сейчас, что в руке моей.

И это — благословение перфекционизма: делать то, что хочет Господь, ставить высокие цели, не идти на компромиссы с совестью, не уступать, но и не полагаться на себя, а всё вверять в руки Всемогущего, делая то, что сегодня в моих силах.

Сегодня у каждого из нас есть что-то, что дает нам Христос. Ваше время, ваш голос, ваши руки и ноги, ваши знания. Много ли, мало ли, но это то, что есть сегодня, сейчас, у меня, у вас. Для каждого из вас у Господа есть грандиозные планы. Глядя на них можно испугаться, сказать: Боже, пошли другого, я не могу. Но Христос никогда не требует невозможного. Вопрос в доверии Ему. Мы совершаем шаг веры, с тем, что мы имеем — и тогда Господь открывает возможности, показывает дальнейший путь.

Он мог жезл превратить в змея, мог высушить море, мог неплодным старикам Аврааму и Сарре даровать детей, мог сделать так, что каждый слышал проповедь на своем языке, когда апостолы-галилеяне проповедовали в день Пятидесятницы, и многое еще мог Господь, о чем мы читаем в Писании, когда Ему верили и делали первый шаг. А сегодня Бог тот же, и сегодня Он ждет от нас доверия, ждет, что мы будем совершать то, что по силе нам сегодня, используя то, что в наших руках, и Он силен творить чудеса.

Пастор Сергей Давидоглу

Иллюстрация: Марк Шагал. Гравюра «Моисей превращает жезл в змею». Париж, 1931.

Поделиться:
просмотров: 891
 

Нове на сайті

  27.04.2017 Анонси подій
   
  26.04.2017 На Київщині грали заради повноцінного життя дворічного Ігоря Кузьменка (ВІДЕО)
  26.04.2017 Круглий стіл «Взаємодія з ринком праці в системі підготовки журналістів». Український гуманітарний інститут.
  26.04.2017 Вплив реформаційних течій на розвиток освіти в Україні
  26.04.2017 Одесситка, пережившая аварию: «Лежа на асфальте, я попросила Бога о спасении. И Он мне его даровал!»
  25.04.2017 Библейское учение о происхождении зла
  25.04.2017 Реформація очима дитини
  24.04.2017 Той, Хто розсіює темні диявольські хмари
  24.04.2017 На Київщині пройшов проект "Творчий шлях" (ВІДЕО)
  24.04.2017 Благодійний концерт у першій київській адвентистській громаді. 15 квітня 2017 року
 

Події Церкви в Україні

  27.04.2017  На Донеччині презентували виставку «Обличчя Реформації» (ВІДЕО)
  24.04.2017  Магистр богословия Михаил Олейник завершил в Харькове цикл лекций под названием «Надежда есть для каждого»
  24.04.2017  Адвентисты Александровки показали кукольное представление детям из малообеспеченных семей и вручили подарки от ADRA
  23.04.2017  Адвентисти прибрали Рахнянський ліс від сміття
  20.04.2017  На науковій конференції в УГІ, присвяченій 500-річчю Реформації, говорили про її вплив на сучасність
  20.04.2017  Перший генпрокурор України приїхав з візитом в УГІ
  19.04.2017  В Николаеве 9 человек заключили завет с Господом после евангельской программы Виктора Казакова
  19.04.2017  Адвентисти Дніпровського регіону обрали керівний склад церкви