Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине
 
Головна Основи віри Служіння Структура Церкви Історія АСД
 
 

01.03.2017  Аналітика

 

Ангелы в цепях мрака: экзегетическое исследование отрывка 2 Петра 2:4–11

Украинский адвентистский теологический институт

Автор научно-исследовательской роботы — студент Юрий Друзд

Научный руководитель — Феликс Понятовский

Буча 2014

ВСТУПЛЕНИЕ

При изучении Священного Писания можно встретить много сложных для понимания современного читателя текстов. Одним из таких текстов является текст 2 Петра 2:4, где Петр пишет «Если Бог не пощадил даже ангелов, которые согрешили, но бросил их в ад, где они ожидают суда, скованные цепями мрака».

Для неосведомленного читателя этот текст может показаться очень загадочным и вызвать некоторое недоразумение. В этом и заключается опасность поверхностного исследования.

Постановка проблемы:

Если неправильно истолковать этот текст, то можно подтвердить лжеучение о существовании ада (Тартара). Но что действительно имел ввиду Петр, когда писал о «Тартаре», «узах мрака» и «падших ангелах»? В этой работе мы постараемся найти ответ на эти вопросы.

ЦЕЛЬ:

Экзегетически исследовать отрывок 2 Петра 2:4-11 и ответить на вопросы: что имел ввиду Петр, когда использовал греческое слово «Тαρταρος»? Действительно ли он имеет в виду языческий «Тαρταρος»? На какой источник ссылается Петр, когда говорит о «падших ангелах» в 2 Петра 2:4?

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

АВТОРСТВО

Автором данного послания назван Симон Петр (1:1). Автор говорит о предстоящей ему смерти в выражениях, схожих со словами Иисуса Петру (1:14; ср. Ин. 21:18.19); он также называет себя непосредственным свидетелем преображения Иисуса (1:16-18; ср. Мф. 17:1-8); в тексте можно усмотреть указания на связь между этим посланием и Первым посланием апостола Петра (3:1).

Хотя в христианской литературе конца I — начала II вв. встречаются цитаты из Второго послания апостола Петра, автор его не установлен столь достоверно, как в случае Первого послания Петра или других новозаветных книг.

ВРЕМЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАПИСАНИЯ

Если автором считать апостола Петра, то послание, должно было быть написано перед его смертью — в 67-м или 68 г. по Р. Х. Упоминание о предстоящей кончине (1, 12-15) как будто указывает на близость конца жизни автора; если 3:1 — ссылка на Первое послание, то время написания должно быть позднее 63-64 гг. Наиболее вероятны годы 65-67.

АДРЕСАТЫ ПОСЛАНИЯ

В отличие от Первого Послания, в этом послании не говорится, кому оно адресовано. Если 3:1 — ссылка на Первое послание, то оба послания имеют одного адресата — христиан в Малой Азии. Если же это ссылка на недошедшее до нас послание, то с достоверностью указать получателя невозможно.

ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ

Две главные соперничающие цели написания Послания: пророческое слово (1,19-21) и беззаконие, лжеучения (гл. 2). На горизонте Петр видит ложных учителей, несущих «пагубные ереси», допускающих свободный и распущенный образ жизни. Эти люди насмехаются над учением о грядущем суде (3,1-7). Все, о чем Петр говорит в будущем времени, описано в Послании Иуды как уже воплощающееся в жизнь (ст. 4). Когда христиане утратили интерес к пришествию Христа и прочно обосновались в мире (при Константине и после него), мораль Церкви начала резко падать. То же самое истинно и сегодня.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕМЫ

Второе послание апостола Петра написано для христиан, которым грозят лжеучители из собственной среды (2:1). Лжеучителям Петр противопоставляет истину Евангелия.

Хотя трудно определить суть лжеучения, скорее всего оно представляется ранним вариантом гностицизма

Гностики прибегали к крайностям и демонстрировали либо неприкрытую распущенность, либо суровый аскетизм. Аскетизм не рассматривается в послании как проблема, в отличие от распущенности (2:13-19). Лжеучители, видимо, употребляли христианскую свободу как позволение на грех (2:14). Кроме того, они отвергали Господа (2:1), высказывали пренебрежение к властям, злословили небожителей (2:10) и глумились над обетованием второго пришествия Христа (3:3.4)

ГРАНИЦЫ ОТРЫВКА

Границы выбранного мной отрывка находятся с 4 по 11 текст. Вся вторая глава Послания апостола Петра говорит о лжеучителях. Петр предупреждает церковь о опасности лжеучений.
В первых трех текстах Петр предупреждает адресатов о том, что в их среде появятся наглые лжеучителя, которые будут уводить людей от истинны.

Начиная с 4 текста Петр говорит читателям о неизбежности наказания за распространение лжеучений. И самый проблемный текст в этой главе (2 Петра 2: 4) находится именно в этом отрывке.

А уже с 12 по 22 тексты автор резко меняет тематику и начинает обличение безнравственного поведения этих лжеучителей. Следовательно, границы отрывка к исследованию находятся в пределах 4-11 текстов.

Более того, отрывок 2 Петра 2:4-11 является одним из самых длинных предложений Нового Завета. Поэтому с уверенностью можно говорить о полноте этого отрывка.

ТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В данном отрывке имеются 3 разночтения:

Первое разночтение находится в 2 Петра 2:4

σειρσαις — (в) веревках , узах .

Данный вариант поддерживают манускрипты: P72 Ψ 33 322 323 436 945 1067 1409 1505 1611 1852 2138 2344 2464 Byz [ K L P ] syr cop arm geo slav Didymus Cyril

σιροις — яма , шахта , преисподняя

Данный вариант поддерживают следующие манускрипты: א A B C 81 vg(mss) cop(sa) Augustine Quodvultdeus Fulgentius Cassiodorun

Анализ внешних критериев

В пользу первого варианта прочтения свидетельствует: один из папирусов (P72), который датируется 3-4 ст. и является очень авторитетным источником, а также более поздние, минускульные рукописи и кодексы.

Второй вариант прочтения поддерживают самые авторитетные унициальные рукописи — Синайский Кодекс, Александрийский, Ватиканский, Ефремов Кодекс а также Коптские рукописи. Согласно сделанному анализу можно сделать вывод и отдать предпочтение именно второму варианту.

Сами по себе слова являются очень схожими по написанию, но совершенно разными по значению. Переписчик запросто мог допустить ошибку в тексте.

Анализ внутренних критериев

По внутренним критериям можно определить, что более правильным по смыслу и звучанию является именно второй вариант. Так как, словосочетание «узами мрака» является абстрактным и метафорическим, сложным для понимания читателя, было бы разумно перевести это словосочетание другим вариантом — «пропасти мрака», «глубины мрака», «ловушки мрака».

Удивительно, но переводчики Священного писания перевели на русский язык это словосочетание именно ошибочно — «узами мрака», что по сути является неким искажением.

Следующее разночтение находится в первой части 6-го текста:

Καταστροφη, κατεκρινεν — на разрушение ( истребление ) осудил.

Данный вариант поддерживают: א A C2 Ψ 33 81 1611 Byz [K L P] vg syr(ph) cop(sa)

Κατεκρινεν — осудил , вынес приговор , приговорил

Данный вариант поддерживают: Ρ72mg B C 322 323 1175 L596 cop( bo )

Κατεστρεψεν — переворачивать вниз, опрокидывать.

Этот вариант поддерживает рукопись: 1852

Анализ внешних критериев

Первый вариант разночтения поддерживают такие кодексы как Синайский, Александрийский, Ефремов, Кодекс Безы и несколько минускульных рукописей и коптские рукописи, датируемые приблизительно 3 веком. Второй вариант находит подтверждение в древних папирусах (Ρ72mg), который датируется 3–4 веком, а также в Ватиканском Кодексе и Ефремовом Кодексе. Третий вариант разночтения поддерживает только одна более поздняя рукопись. Исходя из вышесказанного можно отдать предпочтение второму варианту, так как подтверждением этому есть авторитетный Папирус, датируемый 3–4 веком и одни из самых важных кодексов.

Анализ внутренних критериев

Исходя из того, что второй вариант есть самым ветхим мы можем говорить о его правдивости. Также, одним из немаловажных моментов есть то, что именно этот вариант является самым коротким, что может свидетельствовать о его достоверности и неизменности на протяжении времени. Также, второй вариант является не очень простым для перевода и возможно некий переписчик внес свой комментарий, слово, которое помогает глубже понять текст.

И последнее разночтение в выбранном мною отрывке находится в 11 тексте:

Παρα κυριου — от Господа .

Этот вариант поддерживают: Р72 1241/593 vg syr

Παρα κυριω, — возле , перед Господом

Данный вариант встречается в: א В С 322 323 945 Byz [ K L P ] Lect

Анализ внешних критериев

Наиболее авторитетным источником, подтверждающим первый вариант разночтения является папирус, написанный на рубеже 3–4 века и минускульные, поздние рукописи. Второй вариант подтверждают самые авторитетные Кодексы, которые были написаны тоже приблизительно в то же время: Синайский, Ватиканский, Ефремов и более поздний Кодекс Безы.

Следовательно, можно отдать предпочтение второму варианту, так как его поддерживают самые авторитетные кодексы, из известных нам.

Анализ внутренних критериев

Оба варианта текста могут быть названы правильными, но смысл стиха достаточно сильно меняется от этого разночтения: суд «от Господа» или «перед Господом». По смыслу правильнее звучит второй вариант — «перед Господом», этому варианту мы и отдадим предпочтение.

ПЕРЕВОД

4. Ведь если Бог не пощадил даже ангелов согрешивших, но бросивший их в Тартар, где они ожидают суда, скованные пропастью мрака,
5. И древнего мира не пощадил, но восьмого Ноя глашатая праведности, сберег, наведши потоп на мир нечестивых,
6. И города Содома и Гоморры испепеливший, осудил, положив в пример будущим нечестивцам,
7. а праведного Лота, терзаемого от бесчестных в распущенности поведения, избавил,
8. ведь праведный, живущий у них — день изо дня душу праведную подвергал муке из-за того, что видел и слышал дела беззакония,
9. знает Господь как благочестивых избавить от искушения, а неправедных сохранить на день суда для наказания,
10. особенно же тех, которые идут за плотью в страсти осквернения и призирают власть; дерзкие, самодовольные, не боящиеся хулить славных,
11. тогда как ангелы сущие могуществом и силой больше не несут против них хулительный суд перед Господом.

СТРУКТУРА КНИГИ

I. Приветствие (1:1.2)
II. Истина Евангелия (1:3-21)
А. Духовный рост как подтверждение избранничества (1:3-11)
1. Преимущества христиан (1:3.4)
2. Ответственность христиан (1:5-11)
Б. Евангельская истина подтверждается апостольским и пророческим свидетельством (1:12-21)
1. Цель Петра при написании послания (1:12-15)
2. Апостольское свидетельство (1:16-18)
3. Пророческое свидетельство (1:19-21)
III. Лжеучители (2:1-22)
А. Описание их появления и поведения (2:1-3)
Б. Предсказание неизбежности их осуждения (2:4-10)
В. Обличение их безнравственного поведения (2:10-22)
IV. Второе пришествие Христа (3:1-16)
А. Повторение назначения послания (3:1.2)
Б. Несомненность второго пришествия Христа (3:3-10)
В. Этическое значение второго пришествия (3:11-16)
V. Заключительные увещевания (3:17.18)

СТРУКТУРА ОТРЫВКА 2 Петра 2:4-11

Во второй главе Петр начинает важную тему своего послания ЛЖЕУЧИТЕЛЯ. Он пишет об их опасности для ранней церкви и начиная с 4 текста он пишет о неизбежности их наказания. Петр наводит иллюстрации того, как в древности Бог уже наказывал нечестивых, тех кто шел вопреки Божией воле:

4 — Согрешившие ангелы и их участь
5 — Древний Мир и праведный Ной
6 – 8 Содом и Гоморра и праведный Лот
9 – 11 — Бог сохраняет тех, кто верен Ему

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗБИВКА

Вывод из синтаксической разбивки

Апостол Петр понимает всю опасность лжеучений для молодой церкви в Малой Азии и поэтому подчеркивает идею неизбежности наказания лжепророков и их последователей и приводит 3 иллюстрации того, как действует Господь в случаях беззакония:

1 — Падшие ангелы
2 — Древний Мир
3 — Содом и Гоморра

То есть, Петр сравнивает лжеучителей и их участь с самыми порочными существами, которые только существовали. Также можно отметить еще одну мысль, о которой пишет Петр — полное уничтожение грешников: потоп, огонь с неба. Эти катастрофы уничтожили беззаконие. Непонятным остается первый пример — о падших ангелах. Ведь Бог не уничтожил сразу этих существ, но «связал» их. Их участь уже определена, они уже осуждены и в конце времени они будут наказаны окончательно.

Чтобы показать еще больший контраст между праведными и грешными, показать всю глубину греха, в каждую иллюстрацию он привносит пример того, как должно было жить:

1 — Праведные ангелы (2Петра2:11)
2 — Праведный Ной
3 — Лот

Еще одним лейтмотивом 2-й главы Второго Послания Петра является Божия любовь. Даже когда Бог наказывает Древний мир — Он спасает человеческий род через Ноя и его семью (Быт. 9:18-19), Он готов был пощадить Содом и Гоморру если бы там нашлось 10 праведников (Быт.18:32-33), но даже когда там не нашлось 10 праведников, Бог не истребил всех жителей. Бог вывел из Содома Лота и его семью, показав свою любовь к людям и справедливость ко греху.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Αγγελων — ангелов (корневая форма αγγελοσ) — ангел, вестник, посланник, гонец.

В контексте НЗ это слово переводится, как «Небесный вестник» (Мф.1:20, Лк.1:38, Деян.12:15), также используется значение «вестник», говоря о обычном, земном посланнике (Мф.11:10-11).

В контексте Посланий Петра можно говорить только об одном значении. Петр говорит только о «Небесных вестниках», Ангелах (1Петра 3:22, 2Петра 2:4, 2:11).

Ангелы существовали задолго до шестидневного творения (Иова38:4-7). Библия повествует нам также о падших ангелах (2Петра 2:4).

Э. Уайт, говоря об ангелах, пишет: «Сын Божий исполнил волю Отца при сотворении всех небесных воинств… Христос, как и прежде, должен был проявить Божественную силу при творении земли и ее жителей» [1, с36]. То есть, ангелы существовали еще за долго до существования человечества. Но они, как и люди, являются сотворенными существами (Неем.9:6, Иез.28:14,15). Они есть «сыны Божии» (Иова 1:6), в том же смысле что и Адам. Их способности намного превосходят человеческие (2Петра 2:11, Евр.2:7). Ангелы — это духовные существа. Они не из «крови и плоти» (Еф.6:12), но это не означает, что они бестелесны.

Падшие ангелы — это последователи сатаны. На основании Откр.12:3,4,7-9 сатана увлек за собой третью часть ВСЕХ ангелов. Где же сейчас находятся все эти падшие ангелы? Библия повествует о том, что после войны на небе сатана и его последователи были свергнуты на землю (Откр.12:9,12), где и находятся, как в темнице, до Последнего суда.

Αμαρτανω — грешить, преступать закон, ошибаться. В классической греческой литературе также означает — промахиваться, не попадать в цель, отклонятся.

В контексте НЗ переводится как — грешить (1 Ин.3:6), грешить (1Ин. 3:9 ).

В контексте Посланий Петра употребляется в значении согрешающий (1 Петра 4:1), согрешивших (2 Петра 2:4).

Для обозначения греха в НЗ используется несколько слов. Αμαρτανω означает «умышленный грех» против Бога.

«Согрешившие ангелы» — это ангелы, которые отступили от Бога и последовали за сатаной. Они выступили против Бога и были свергнуты с небес. Их грех был умышленным.

Ταρταρωσας — ввергать в Тартар. Слово «Ταρταρεω» имеет эллинистическое происхождение и означает «самую нижнюю часть ада», или просто «ад». Кроме 2 Петра 2:4 оно больше не употребляется в Библии. Греки считали, что «тартар» — это место, которое находится еще ниже, чем «гадес» (ад), как небо находится высоко над землей. И это место предназначено для самых нечестивых людей, богов и бесов. Иудеи обычно использовали этот термин для обозначения места, где находятся падшие ангелы. Это слово описывало глубочайшую яму, самое ужасное место пыток и вечных страданий. В частности, у греков «тартар» был местом, куда были брошены титаны, восставшие против Зевса, отца богов и людей.

Данный глагол только однажды используется в Новом Завете. Петр не писал о чем-то далеком для своей аудитории. Читателям Послания Петра было известно это выражение. Но Петр обрамляет это греческое слово в новый смысл.

С уверенностью можно сказать, что Петр не имел языческих взглядов на Тартар. Во-первых, он был иудеем и его мировоззрение сильно отличалось от греческого мировоззрения. Во-вторых, понимание «Тартара» именно таким образом подтверждало учение о существовании ада. Употребляя это слово в христианском контексте, Петр просто описывает то место, куда были сброшены сатана и его ангелы (Откр.12:9). «Тартаром» с точки зрения Бога является наша Земля. И употребляя образный глагол ταρταρωσας, Петр пытается показать те ограничения, которые Бог накладывает на сверхъестественных существ — ангелов. [2, ст.698] Если бы эти порочные ангелы полностью освободились от «уз», наложенных на них Богом — они уничтожили бы все живое на только на нашей планете, но и во всей Вселенной.

«Узы мрака», «вечные узы» и Тартар — это по сути, наложенные Богом на падших ангелов ограничения. [2, ст.698]

Κρισις — Имеет широкий смысл. В древнегреческой литературе употребляется в значении «спор», «состязание», «переломный момент, кризис», «мнение».

В Новом Завете это слово встречается, в различных формах, 221 раз в 192 стихах. Здесь мы встречаемся с многими значениями этого слова — «Суд Божий» или «Последний суд» (Ин. 3:19, Ин. 5:30, 8:16, 12:31; Деян. 8:33; Евр. 9:27), и земной суд (Мф. 5:21, 7:1; Лк. 18:6), также употребляется в значении «осуждение», «наказание».

Но в послании Петра мы видим только одно значение этого слова — Божий Суд, который приносит осуждение (2 Петра 2:4,6). «День суда» — это день осуждения, произносимого Божественным Судьей (ст.9).

«Суд над сатаной указывает на ограничение сферы его деятельности. Его осуждение — это ограничение деятельности в этом мире, который «лежит во зле» (1Ин.5:19)». [2, ст. 588]
То есть, в этом отрывке значение слова Κρισις — «осуждение», а не просто «суд Божий».

Εφεισατο — щадить (корневая ф-ма φειδομαι).

Всего несколько раз используется в Новом Завете, имеет узкое значение — жалеть (1Кор. 7:28), сожалеть (2 Кор. 12:6).

Все значения этого слова, в принципе, являются синонимами и, переводя греческий текст на русский, можно было использовать любое из этих слов, так как они являются синонимами.

Употребляя это слово, Петр хочет показать ценность и святость ангелов, существ, находившихся в непосредственном присутствии Бога. Такое употребление данного слова придает еще больший контраст понятиям: «ангелы» и «лжеучителя». Ангелы являлись святыми, чистыми, светлыми, «слугами Божиими», но за отступление их постиг суд.

Апостол Петр пытается подчеркнуть идею о том, что если этих светлых и святых существ постиг справедливый суд, что тогда можно говорить о лжепророках, грешных людях, безбожниках, которые идут «путем погибели»? «Божье осуждение» неизбежно постигнет их!

Τηρουμενους — сохраняемых (корневая ф-ма τηρεω) Имеет ряд значений: сохранять, беречь, содержать под стражей, блюсти, хранить, исполнять, наблюдать.

Данный глагол используется, когда Бог говорит о том, что человек должен соблюдать заповеди (Быт. 26:5; Ин. 8:51; 15:20 и др.). Также авторы Священного Писания используют данное слово, когда речь идет об узниках и сохранении их под стражей (Деян. 25:4,21; Гал. 3:23).

В древности подсудимый содержался под стражей до вынесения окончательного приговора. Сатану и его ангелов постигла та же участь. Бог содержит их в «темнице» до окончательного, Великого Суда (Откр. 20).

Именно в контексте сохранения под стражей используется слово τηρεω во Втором Послании Петра.

Данный глагол является еще одним подтверждением идеи о том, что с точки зрения Бога наша земля и является теми «узами» и «темницей» для сатаны.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Библейский отрывок 2 Петра 2:4-10 являет собой одно из самых больших предложений Нового Завета. Соединяя несколько простых предложений в одно сложное, Петр пытается показать неразрывность этой вести.

Давайте более детально рассмотрим данный отрывок:

4. Ибо, если Бог ангелов, согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
5. и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
6. и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
7. а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил
8. (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) —
9. то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10. а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11. тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.

Только с 9-го текста Петр начинает употреблять сказуемое по отношению к Богу в Настоящем времени, до этого он употребляет глаголы в Аористе.

Петр показывает в одном отрывке Всемогущего Бога, Бога Судью и Любящего Отца, Который избавляет праведников. В одно предложение он вкладывает очень много информации, и это придает целостность всей истории.

Отрывок 2 Петра 2:4-10 является условным предложением потому, что начинается со слова εαν. Во многих переводах стоит слово “поскольку”. Конечно, хотя и верно то, что для Петра это было истиной, переводить это слово как “поскольку” значит держать слушателей на коротком поводке. Предложение превращается в лекцию, а не в диалог.

При переводе этого слова как “если”, слушатели вовлекаются в аргумент аподозиса. Их ответом будет что-то вроде: “Если мы верим, что Бог не пощадил согрешивших ангелов, древнего мира, Содома и Гоморры? Конечно, мы верим! Ты имеешь в виду, что это значит, что такая же участь постигнет лжепророков?”. «В подобных случаях, сомнению подвергается не протазис, а аподозис. (Более того, сказать, что связь между ними просто логическая, едва ли значит отдать должное подобным текстам.) В Новом Завете говорящий часто привлекает внимание своих слушателей как раз к подобного рода связи, основывая свой аргумент на том, что оба, — и аудитория, и говорящий, — уже принимают как истинное». [5,ст.694]

Также, мы в этом отрывке видим множество аористных деепричастий: αμαρτησαντων, ταρταρωσας, τηρουμενους и т.д. Причастия в Аористе не всегда употребляются для обозначения прошедшего времени, если основной глагол стоит в Настоящем времени, то причастие переводится в синхронном времени с глаголом. В нашем отрывке употребляются причастия в Аористе, поэтому мы переводим глагольные причастия в Прошедшем времени.

АНАЛИЗ КОНТЕКСТА

Одна из целей Второго послания Петра — это защита молодой христианской церкви в малой Азии от лжеучений, которые очень стремительно развивались в то время. Эта книга — самое четкое и яркое описание лжеучителей в Писании, сравнимое только с Посланием Иуды. Многие богословы до сих пор спорят, что же было написано раньше: Послание Петра или Послание Иуды? Эти книги имеют много общего (2 Петра 2:1–3:3, Иуды 4–19).

Говоря о неизбежности наказания лжеучителей и Иуда, и Петр используют одни и те же иллюстрации. Возможно Иуда, прочитав 2 Послание Петра, понял актуальность этой проблемы и написал подобное послание своему «кругу читателей».

И Петр, и Иуда, показывая примеры Божиих судов, которые уже свершились над грешниками, применяют 3 иллюстрации:

• Падшие ангелы
• Древний мир
• Содом и Гоморра

Потоп и уничтожение Содома и Гоморры являются самыми известными историями Божьего правосудия в Ветхом Завете. Но на что ссылаются Петр и Иуда, говоря о ангелах?

Ангелология («учение об ангелах») — начала свое стремительное развитие в Межзаветний период. И если в Ветхом Завете ангелы выполняют незначительную роль вестников, то в книгах этого периода они играют значительную роль. И основанием для всех этих преданий и легенд является отрывок Быт.6:1-5, где употребляется выражение «сыны Божии».

В Ветхом Завете действительно очень часто используется словосочетание «сыны Божии» по отношению к ангелам: в книге Иова сыновья Божьи пришли предстать пред Господа, между ними пришел и сатана (Иов. 1,6; 2,1; 38,7). Псалмопевец говорит о сынах Божиих (Пс. 88,6). По преданию эти ангелы пришли на землю и соблазняли смертных женщин. От этих похотливых связей произошла раса гигантов и через них порок распространился на земле.

Гиганты стали людоедами и были повинны во всех пороках и преступлениях, а особенно в высокомерном отношении к Богу и к людям. В апокрифической литературе мы находим много упоминаний о них и их гордыне. В Прем. 14:6 говорится о том, как погибли надменные исполины. В Сир. 16:7 говорится о том, что древние титаны в надежде на свою силу сделались отступниками. Они были лишены мудрости и погибли из-за своей безрассудности (Вар. 3,26-28). Иов говорит, что Бог усматривает в Своих ангелах недостатки (Иов. 4,18).

«История о падших ангелах получила большое развитие в «Книге Еноха», и, возможно, именно она послужила основой для сравнений Петра, потому что в то время эту книгу знал каждый. В «Книге Еноха» они названы бодрствующими. Предводители ангелов восстали против Бога. Под их предводительством ангелы спустились на гору Ермон во времена Иареда, отца Еноха, брали смертных женщин, наставляли их в магии и хитростях, дававших им силу. От них произошла раса гигантов, от которых в свою очередь произошли «нефилим», исполины, населявшие Ханаан и напугавшие соглядатаев (Числа. 13,33)». [3, Комментарии на 2 Петра 2:4]

Эта старая история мимолетно упоминается в посланиях Павла. В 1 Кор. 11:10 Павел говорит, что женщины должны покрывать голову в церкви, «для ангелов». «За этим странным выражением стоит старое поверье, что соблазнили ангелов именно прекрасные длинные волосы древних женщин». [3, Комментарии на 2Петра 2:4]

Ключем для понимания 2 Петра 2:4 является отрывок, где Петр говорит о людях, которые презирают начальства и злословят высших, навлекая на них дурную славу. Петр возражал здесь людям, пытающимся обратить религию в оправдание своей вопиющей безнравственности. Возможно, люди во времена Петра говорили: «Если ангелы позволяли себе такие вещи, то почему мы не можем себе такого позволить?». Они использовали поведение ангелов для того, чтобы оправдать свои грехи.

Такими сложными словами Петр пытается передать идею неизбежности Божия Суда для лжепророков. Если для небесных ангелов, которые согрешили, Бог приготовил темницу и осуждение, то такая же участь ждет и лжепророков.

Отрывок 2 Петра 2:4-11 заканчивается очень непонятно. В 11-м тексте говорится, что ангелы, которые превосходили их крепостью и силою, не осуждают их перед Богом.

Опять Петр говорит на непонятном для нас языке. «Он, может быть, ссылается здесь на одну из следующих историй.

а) Может быть, он ссылается на историю, которую упоминает Иуда в Иуд. 9 о том, как Михаилу Архангелу было поручено сокрыть тело Моисеево: дьявол потребовал тело себе, утверждая, что все материальное принадлежит ему и что Моисей когда-то убил одного египтянина. Архангел Михаил не смел произнести укоризненного суда против дьявола, а лишь сказал: «Да запретит тебе Господь». Идея Петра и Иуды заключается в том, что даже такой великий ангел, как Михаил, не посмел произнести укоризненного суда в адрес такого порочного ангела, как дьявол, а оставил вопрос на Божие усмотрение. Так вот, если Михаил воздержался от того, чтобы злословить порочного ангела, то как могут люди злословить ангелов Божиих?

б) А может быть он ссылается на позднейший вариант истории Еноха. Енох сообщает, что когда поведение исполинов стало невыносимым, люди пожаловались архангелам Михаилу, Уриилу, Гавриилу и Рафаилу, которые передали эту жалобу Богу, но не ругали порочных ангелов, несших за все ответственность. Они просто изложили все дело Богу, чтобы Он Сам принял соответствующие меры, Ен. 9». [3, Комментарии на 2 Петра]

Насколько мы можем видеть сегодня, за этой фразой Петра скрывается тот факт, что порочные люди, бывшие рабами своей плоти, утверждали, что образцом и оправданием для них служили ангелы и, таким образом, поносили их; Петр напоминает людям, что даже ангелы не посмели говорить дурно о других ангелах, и спрашивает их, как вообще люди могут делать это?

БОГОСЛОВСКИЙ АНАЛИЗ

Но кто же такие «сыны Божии» из Быт.6:1-5?

Э. Уайт пишет: «Шли века, и потомков Сифа благодаря их благочестивому образу жизни стали называть сынами Божиими, а потомков Каина — сынами человеческими». [4, ст.57] И проблемой было то, что сифиты (потомки Сифа) начали брать себе жен от каинитов и наоборот. Впоследствии «сыны Божьи» вместе с сынами человеческими стали поклоняться идолам, что вызвало гнев и негодование у Бога. После всеобщего отступления Бог раскаялся в том, что создал человека.

Потоп был последствием этого отступления. В Быт.6:11 сказано, что «земля растлилась» и «наполнилась злодеяниями» и Бог уничтожил древний мир. Но и в этом страшном наказании можно увидеть Божью любовь: 120 лет Ной приглашает всех людей в ковчег, но никто не слушает; также можно отметить факт заинтересованности и близости Бога к человеку — Бог не оставил человечество для того, чтобы оно само себя уничтожило, но вмешался и спас верных Ему людей.

Ту же картину мы видим в истории Содома и Гоморры. Бог не стоит в стороне, но вмешивается и уничтожает беззаконие, спасая Лота и его семью от неминуемой гибели. Бог был готов ради 10 праведников оставить этот город целым, но там не нашлось и 10 праведников.

Но как быть с историей о падших ангелах? Упоминает ли Библия об этом?

История о том, как Бог сверг с небес ангелов, произошла намного раньше, чем отступление «сынов Божьих» в Быт.6:1-5. Апостол Иоанн описывает эту историю в Откр.12:7-9: «И произошла на небе война… И низвержен был великий дракон, называемый сатаною… низвержен на землю, и ангелы его низвержены вместе с ним». Книга Откровение была написана примерно в 90 г. по РХ. Это говорит нам о том, что Петр не мог ссылаться на книгу Откровение, но вполне возможно, что он знал эту историю из других источников, не дошедших до нас.

Мы не можем с полной уверенностью утверждать, на какой источник ссылается Петр, говоря о «согрешивших ангелах». Ясно то, что этот источник был знаком его современникам. Скорее всего, это были иудейские предания о падших ангелах, которые были очень популярными в этот период времени.

Таким методом очень часто пользовался Христос, когда рассказывал своим слушателям притчи. Рассказывая притчу о богаче и Лазаре (Лк. 16:19), Он тоже использует идею о существовании ада, которая была очень популярна в то время. Но используя эту иллюстрацию, Иисус просто хочет преподнести фарисеям истину — в Царстве Божием не имеет значения, кем ты был на земле. Лазарь, который был брошен всеми и унижен — в Царстве Божием имеет утешение, а богач в конце концов претерпевает унижение. Иисус говорит, что Его Царство кардинально отличается от земных царств.

В конечном итоге вопрос о том, на какую историю ссылается Петр, не является слишком важным. Важна та мысль, которую хочет донести к читателям автор: Бог — справедлив, и если когда-то даже ангелы были осуждены, древний мир был осужден, Содом и Гоморра были осуждены — лжеучителей тоже постигнет праведный Божий Суд.

ВЫВОДЫ

Второе Послание апостола Петра — достаточно сложный материал для современного читателя. Лжеучения во все времена приносили колоссальный вред для церкви. Во времена Петра существовала та же проблема, и в своем обращении к церквям он пытается уберечь церковь от лжеучений. Он дает четкую характеристику лжеучителей, дает предостережение их последователям, защищает истину.

Самым сложным текстом является текст 2:4: «Если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав их узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».

Исследовав этот текст, мы пришли к выводу, что слово Ταρταρεω, использованное в Библии всего один раз, употребляется в переносном значении и представляет нашу планету — «узами мрака», «тартаром», «глубиной». Бог накладывает на сатану ограничения, «бросает в темницу» до окончательного вердикта.

Также мы пришли к выводу, что даже если Петр делает аллюзию на неканонические источники или иудейские предания, которые в основе своей имеют ложное понимание библейского текста — в этом нет проблемы. Он просто пишет о знакомых в то время вещах, обрамляя их в более новый, истинный смысл.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Библейский комментарий АСД. Том 12
  2. Даниэль Уоллас «Углубленный курс грамматики греческого языка»
  3. Э. Уайт «Патриархи и пророки»
  4. Э. Уайт «История спасения»
  5. Комментарии Баркли к Новому Завету
Поделиться:
просмотров: 564
 

Нове на сайті

   1.03.2017 На Луганщині 65 сімей отримали допомогу із Канади (ВІДЕО)
   1.03.2017 Анонси подій
   
  26.02.2017 Харьков. Крещение в молитвенном доме на Якутской после программы «Откровение надежды» с участием Билла Биаджи.
  26.02.2017 Ректор українського адвентистського вишу Людмила Штанько: «Ми хочемо виховувати духовну еліту нації»
  24.02.2017 "День за днем", №523
    Каталог файлів
  23.02.2017 Познавательная программа «Против течения» в Энергодаре. 4-18 февраля 2017 г.
  23.02.2017 «По соображениям совести»: фильм о вере, любви и самоотречении
  23.02.2017 В Энергодаре начинает работу центр «Моя здоровая семья»
  23.02.2017 Супруги Луневы поделились рецептом семейного счастья: «Важно, чтобы каждый старался сделать счастливой свою вторую половинку»
  22.02.2017 Український гуманітарний інститут в цифрах
 

Події Церкви в Україні

   1.03.2017  Дети в Дарьевке Херсонской области услышали весть о спасении и получили подарки
   1.03.2017  У Чернівцях пройде Міжнародна науково-практична відео-конференція, присвячена 500-річчю Реформації
  27.02.2017  У Краматорську презентували акцію «Донеччина — Реформація-500» (ВІДЕО)
  27.02.2017  Пансионат «Наш Дом» анонсирует медико-миссионерские курсы и лагерное собрание
  26.02.2017  Посетителей евангельской программы в городе Николаеве призывали верить Библии и практиковать здоровый образ жизни
  26.02.2017  На концерте в Николаеве подчеркнули значение протестантской Реформации для современного общества
  26.02.2017  На конференції філологів в Українському гуманітарному інституті говорили про англійську англійською
  25.02.2017  На фестивалі дитячої творчості у Вінниці зібрали кошти для допомоги онкохворим дітям