Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине
 
Головна Основи віри Служіння Структура Церкви Історія АСД
 
 

01.03.2017  Аналітика

 

Опасности экономического благосостояния, или почему Бог допускает экономический кризис

В нашем обществе распространено мнение, что падение нравственности, преступность, увлечение наркотиками и азартными играми являются следствием бедности, экономической и политической нестабильности и кризиса. Следовательно, чтобы устранить эти пороки, необходимо стремиться к экономическому расцвету и стабильности. Сегодня, когда экономика и моральность в стране находятся в глубоком кризисе, нам стоит задуматься о причинах, которые к нему привели. Для этого нам необходимо ответить на вопрос: «Что первично: моральное разложение и отступление от Божьего закона, породившее экономический кризис, или же экономические проблемы приводят к падению морали в обществе?»

Экономическое процветание Израильского царства

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, обратимся к библейской истории в тот ее период, когда Израильское царство достигло наибольшего экономического процветания при Иеровоаме II. (2Цар.14:23-25) Долгих сорок лет правил страной Иеровоам ІІ, который, по словам И. Флавия, «провел свою жизнь, испытывая полную во всем удачу». Умело управляя государством, он добился экономического расцвета государства. В его правление Израиль достигает апогея своего могущества и процветания. [1] Он успешно воевал с врагами израильского народа, усмирил их и расширил пределы своего государства, восстановив границы Израиля в тех пределах, какими они были в царствование Соломона. Израиль стал одним из сильнейших государств Ближнего Востока. Бурно развивалась торговля и земледелие, что весьма благоприятно сказалось на экономическом процветании государства. Производились строительные работы, украшались города, возводились великолепные дворцы и могучие крепости.

Богатые люди строили себе дома из тесаных камней с украшениями из слоновой кости. Они одевались в роскошные ткани, ели дорогие кушанья, пили дорогие вина, мазали себя благовонными маслами. Люди постоянно пировали и веселились. Многие наживали свои богатства неправдой и насилием, угнетением трудящихся и неимущих. Богачи отдавали деньги в рост бедным, а когда должники не могли к сроку уплачивать долг, то у них отбиралось последнее имущество или их обращали в рабство. Простой люд, который крайне обнищал, «покупали» шумными праздниками и оргиями, во время кото¬рых притуплялись ум и совесть, а невзгоды забывались от вина и объятий доступных красавиц. Чрезмерная роскошь и крайняя нищета, поклонение идолам — вот характерные черты его царствования. Пришло время великих возможностей, но теперь как раз и возникла опасность нравственного упадка, порожденная довольством, сытостью и притеснением бедных. При внешнем процветании народ переживал религиозный и нравственный упадок. Нравы портились, а с ними — и религиозные понятия. Назревал серьезный социально-политический и экономический кризис.

В это время выступили с вдохновенной проповедью пророки, смело предостерегавшие народ о грядущем экономическом кризисе и о его причинах. Одним из них был Амос, пастух из Иудеи, проповедовавший в Северном царстве. Он открыто говорил о моральном состоянии народа в годы правления Иеровоама II. Как гром среди ясного неба, прозвучала проповедь, указавшая на упадок в религиозной и нравственной областях, которого не мог скрыть блестящий фасад экономического подъема.

Амос очень хорошо описывает общество во время «экономической стабильности», когда процветают коррупция, взяточничество, кредиты и строительство вилл и коттеджей, и дает нам предостережение: «так за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них... Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. (Ам.5:11-13) В своих речах к народу он резко порицал алчность, мошенничество, расточительство людей и распущенность нравов. Он предупреждал, что страну постигнут великие бедствия, если народ не исправится.

Царь Иеровоам II по-своему отреагировал на пророчества об опасности. Вместо глубокого раскаяния и коренной реформы всех сторон жизни он взялся за укрепление крепости и города Самарии. «Археолог Кроуфуг раскопал то, что было сооружено тогда Иеровоамом II, — Самарию обнесли двойной стеной. И без того мощные стены были еще более укреплены. В северной части, там, где Самария была наиболее уязвима, соорудили исполинский бастион. Кроуфуг, измерив толщину его стен, не поверил себе: толщина стены, выложенной из камней, тщательным образом подогнанных друг к другу, составила десять метров! Этот могучий бастион красноречиво свидетельствует, на что возлагал свою надежду отступивший от Бога народ». [2]

В обстановке всеобщего довольства происходящим, блестящего положения страны предостерегал народ пророк Осия: «Слушайте слово Господне, сыны Израилевы... потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились» (Ос.4:1-2)

При чтении книги Осии создается впечатление, что слова пророка на первый взгляд не соответствуют «экономически развитому» Израильскому государству. «Пророк говорил о том, что милость будет отнята от народа Израиля, а люди видели, как их страна богатеет на глазах, идет экономический рост, строятся крепости и дворцы. Пророк говорил об опасностях, которые ждали народ, отошедший от Бога, а между тем, люди отмечали, что, несмотря на то, что они отступили от Бога, предавались разврату, кадили иным богам, их жизнь и жизнь их царя не становилась хуже». [3]

Дух пророчества так описывает это отступление: «Беззаконие Израиля накануне ассирийского пленения было подобно тому, что происходило во дни Ноя... Возвышение природы над Богом природы, поклонение творениям вместо Творца всегда приводило к вопиющему злу. Так случилось и с израильским народом, который, поклоняясь Ваалу и Астарте и оказывая, таким образом, наивысшее почтение силам природы, порвал всякую связь со всем, что возвышает и облагораживает, и сделался легкой добычей искушения. Лишив душу всякой защиты, эти заблудшие приверженцы языческих богов не могли уже более сопротивляться греху и отдались во власть низменных человеческих страстей». [4]

Сравнивая время Иеровоама с нашим временем, мы наблюдаем весьма поучительные параллели. С одной стороны — процветание общества, бурное развитие науки и техники, на фоне чего все разговоры о Боге и конце мира кажутся чем-то устаревшим и несущественным. С другой — глубочайшее моральное падение общества. С третьей — открытое отступление многих христиан от библейских истин — святости субботы, отрицания бессмертия души, праведности по вере и т. п. С четвертой — совмещение современным обществом хождения в церковь с посещением ночных клубов, казино, прелюбодеянием, гражданскими браками, пьянством и т. д. И, наконец, в-пятых, на фоне всего этого звучит трехангельская весть, призывающая людей опомниться, вспомнить о Боге и Его скором пришествии. Но ослепленные грехом люди не видят, подобно древним израильтянам, всю эфемерность и ненадежность того «процветающего экономически развитого общества», в котором они живут, не видя всю его гниль и обреченность». [5]

Два пророка, Осия и Амос, говорили о том, что, несмотря на экономические успехи, положение в государстве было далеко не благополучным, Израиль катился к катастрофе. Во время длительного царствования Иеровоама II кажущееся благополучие не произвело никакой перемены в духовной жизни необращенного народа, но последовало решение: «Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей» (Ам.7:11). Дальнейшая участь народа теперь решена: Господь оставляет его, отнимая Свою защиту.

Царствование Иеровоама II было последним спокойным временем в жизни Израильского царства. После смерти могущественного царя Израиль снова вступил в период нестабильности, но на этот раз света в конце туннеля не было. Политическая анархия и хаос стали обычным явлением. Цари занимали престол после убийства своих предшественников во время дворцовых переворотов, а затем сами подвергались убийству. Началась агония Северного царства. Вскоре ассирийцы осадили и взяли Самарию. История царства, населенного десятью израильскими племенами, пришла к своему концу.

На основе анализа истории последнего периода Израильского царства мы видим, что экономическому кризису всегда предшествует кризис нравственности и духовности. «В благополучии таится опасность. На протяжении веков богатство и слава угрожали скромности и духовности. Нетрудно поднести к устам пустую чашу, но чтобы сделать это с чашей, наполненной до краев, нужна твердая рука. Горе и несчастье вызывают скорбь, но самым опасным для духовной жизни является благополучие. Если человек не покорится воле Божьей, если он не будет освящен истиной, богатство, несомненно, породит в нем самонадеянность» [6]

Опасности экономического благосостояния

«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокрови¬ще, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1Тим.6:17-19).

Первая опасность экономического благосостояния — гордость. «Богатых в на¬стоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе», потому что богатство заставляет людей ощущать свою значимость и становиться «высокомерными в отношениях с другими». В период экономической стабильности люди подвержены искушению хвалиться своими домами, машинами, имуществом и различного рода электронными устройствами.

Вторая опасность — материализм. «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы... уповали не на богатство неверное, но на Бога живого». «Материализм» — это не просто обладание материальными вещами, а болезненное желание владеть ими. От обладания богатством до упования на него всего один короткий шаг, и многие его делают. Но это очень глупо, потому что богатство не гарантирует безопасности. Неслучайно Павел писал о «богатстве неверном». Воры, паразиты, ржавчина и инфляция берут свое. Многие ложились спать богатыми, а просыпались бедными или, как глупый богач в притче Иисуса, не просыпались вовсе.

Упование на богатство не только глупо, оно недостойно самого человека, потому что мы должны уповать не на вещь, а на Личность, не на деньги, а на Бога, «дающего нам все обильно». «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:6-10).

«А все, что писано было прежде, написано нам в наставление» (Рим.15:4). Благодаря кризису у нас сегодня есть возможность задуматься над своей жизнью, потому что через кризис Бог предостерегает нас от этих опасностей и советует навести порядок в своей жизни, покаяться и вернуться к Нему. Взыщите Господа, и будете живы. Попросите Его, чтобы Он снова утвердил стопы ваши и направил пути ваши. Если мы взыщем Его, то будем жить, действительно жить, а не просто существовать. Мы будем наслаждаться благословениями мира и благости, которые Он искренне хочет на нас излить.

Список использованной литературы

1. А. А. Опарин Отвергнувшие видение — Х.: Факт, 2005. — с. 134).
2. Волкославский Р. Н. О Библейских пророках и судьбах в истории. З.: 1997. с. 34.
3. А.А. Опарин Отвергнувшие видение — Х.: Факт, 2005. — с. 136.
4. Э. Уайт. Пророки и цари с. 178.
5. А. А. Опарин Отвергнувшие видение — Х.: Факт, 2005. — с. 136.
6. Э. Уайт. Пророки и цари с. 60.

Виталий Нероба для журнала "Обзор мировых вопросов"
Фото

Читайте также:

Семь принципов профессионального успеха

Журнал «Управитель»: христианский образ жизни для бизнесменов

Поделиться:
просмотров: 727
 

Нове на сайті

   1.03.2017 На Луганщині 65 сімей отримали допомогу із Канади (ВІДЕО)
   1.03.2017 Анонси подій
   
  26.02.2017 Харьков. Крещение в молитвенном доме на Якутской после программы «Откровение надежды» с участием Билла Биаджи.
  26.02.2017 Ректор українського адвентистського вишу Людмила Штанько: «Ми хочемо виховувати духовну еліту нації»
  24.02.2017 "День за днем", №523
    Каталог файлів
  23.02.2017 Познавательная программа «Против течения» в Энергодаре. 4-18 февраля 2017 г.
  23.02.2017 «По соображениям совести»: фильм о вере, любви и самоотречении
  23.02.2017 В Энергодаре начинает работу центр «Моя здоровая семья»
  23.02.2017 Супруги Луневы поделились рецептом семейного счастья: «Важно, чтобы каждый старался сделать счастливой свою вторую половинку»
  22.02.2017 Український гуманітарний інститут в цифрах
 

Події Церкви в Україні

   1.03.2017  Дети в Дарьевке Херсонской области услышали весть о спасении и получили подарки
   1.03.2017  У Чернівцях пройде Міжнародна науково-практична відео-конференція, присвячена 500-річчю Реформації
  27.02.2017  У Краматорську презентували акцію «Донеччина — Реформація-500» (ВІДЕО)
  27.02.2017  Пансионат «Наш Дом» анонсирует медико-миссионерские курсы и лагерное собрание
  26.02.2017  Посетителей евангельской программы в городе Николаеве призывали верить Библии и практиковать здоровый образ жизни
  26.02.2017  На концерте в Николаеве подчеркнули значение протестантской Реформации для современного общества
  26.02.2017  На конференції філологів в Українському гуманітарному інституті говорили про англійську англійською
  25.02.2017  На фестивалі дитячої творчості у Вінниці зібрали кошти для допомоги онкохворим дітям