Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине
 
Головна Основи віри Служіння Структура Церкви Історія АСД
 
 

01.03.2017  Аналітика

 

Историческая реконструкция деятельности Ездры и Неемии

В этой работе мы проанализируем библейское повествование о деятельности Ездры и Неемии и попытаемся реконструировать хронологию событий. Также мы проведём сравнительный анализ исследований различных учёных-богословов, которые изучали события той эпохи. Основной задачей нашего исследования будет рассмотрение деятельности Неемии и Ездры в историческом контексте. Были ли Ездра и Неемия современниками или они трудились отдельно друг от друга? — Вот вопрос, на который нам необходимо ответить.

Исторический и культурный фон времен Ездры и Неемии

События, описанные в книгах Ездры и Неемии, разворачиваются на фоне расцвета Мидо-Персидской империи, когда Кир захватил Вавилон. Вскоре он издал указ, позволяющий вернуться в свою родную землю всем изгнанникам-иудеям. Этот же указ предписывал вернуть все священные предметы, вынесенные Навуходоносором. Столь лояльное расположение к иудеям со стороны персидского царя было неслучайным. Можно выделить несколько причин, стоявших за указом Кира. Одна из них заключалась в том, что «Иудея располагалась вблизи неспокойных границ Греции» [7 с. 563]. Добрые взаимоотношения в такой обстановке могут сыграть важную роль. Вторая же причина состояла в том, что «путём предоставления относительной автономии (в данном случае Иудее), персы могли заручиться поддержкой и доверием со стороны подвластного им народа» [7 с. 563].

В книге «Введение в Ветхий Завет» Марк Мангано отмечает: «Храм был восстановлен, но работ по восстановлению Иерусалима не велось вплоть до прихода Ездры и Неемии» [3 с. 221]. Скорее всего (и подтверждение этому мы находим в библейском тексте Ездры 4:1-7, 24), причиной тому были частые нападки со стороны вражески настроенных самаритян. Только «в шестой год царствования Дария» (Ездр. 6:15) иудеи смогли закончить восстановление Храма. Джеймс Смит в своей работе «Исторические книги Ветхого Завета» пишет, что ситуация в Иудее была не самой лучшей. Так, «самаритяне не давали покоя неустоявшейся иудейской общине. При царе Артаксерксе не прекращались с их стороны попытки свести на нет все усилия по возрождению иудейской нации. За противниками иудеев стояли такие личности, как Бишлам, Мифредат, Табеел» [5 с. 658].

Что же касается духовного состояния народа, Смит даёт нелестную характеристику. Пытаясь проникнуться их переживаниями, он говорит: «Пятьдесят восемь лет прошло с тех пор, как был отстроен храм в Иерусалиме. Благочестивые служители Зоровавель и Иисус к тому времени уже были мертвы. А иудейский народ скатывался вниз по пути духовной деградации и находился в подавленном состоянии» [5 с. 567-568]. Эти события он датирует 458 годом до Р. Х., ссылаясь на то, что описанное происходило: «на седьмом году царствования Артаксеркса (458 г. до н. э.). В этом году Ездра каким-то образом смог добиться назначения царя и возвратиться в Иудею уже в качестве реформатора религиозной жизни иудейской общины» (там же).

Я соглашаюсь с исследователями, которые говорят, что присутствие Ездры в качестве духовного лидера было необходимым. Учитывая его священническое происхождение, о чём свидетельствует библейский текст (Ездр.7:1-5) [1]. Кроме того, он ещё «был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев» (Ездр.7:6) [1].

Согласно указу царя, Ездра получил достаточно полномочий и привилегий. Так что его появление было для иудеев поводом для радости. Вот, что пишет об этом Йохем Даума, ссылаясь на текст Ездр.7: «Указание, которое ему отдал Артаксеркс, следующее: Ездра должен учить соблюдению закона Божьего. Кроме того, изгнанники получают деньги и утварь для храмовых служений, а работа по обустройству храма будет оплачиваться из царской сокровищницы» [4 с. 165].

Эта весть не порадовала заречных областеначальников, приложивших так много стараний для подчинения иудеев себе. Спустя некоторое время эти чиновники под благовидным предлогом заботы об империи то и дело посылали царю обвинительные письма на евреев, подозревая последних в подготовке измены (см. Ездр. 4:7-23). Деятельность заречных областеначальников привела к остановке в деле, которая продлилась до прихода в Иерусалим Неемии.

В контексте исторической панорамы событий того времени остаётся не до конца ясно, почему Ездра ни разу не упоминает о таком ярком соратнике как Неемия. Одним из ответов на этот вопрос может служить то, о чём упоминает Ла Сор. Он говорит, что скорее всего материал, представленный сегодня в двух отдельных книгах, в прошлом был одним целым вплоть до пятнадцатого века по Р. Х.

В пользу этой версии автор приводит ряд аргументов, таких как: «заключительные масоретские заметки отсутствуют в конце книги Ездры, общее количество стихов, приведенное в конце книги Неемии, соответствует количеству обеих книг, а срединный стих является таковым для комбинированной работы. Эта мысль подкрепляется и содержанием, поскольку «воспоминания» Ездры, начатые в Ездр.7-10, завершаются в Неем.8-10. Разделение на две книги не имело места в еврейской Библии вплоть до пятнадцатого века от Р. Х., и, очевидно, зародилось в христианских кругах» [6. с. 660].

Можно также сделать предположение, что отсутствие упоминания о Неемии в книге Ездры обусловлено разностью функций этих служителей и концентрированностью последнего на духовном возрождении Израиля как нации. В свою очередь Неемия отправляется в Иерусалим царём в качестве администратора и представителя гражданской власти.

Говоря об историчности и времени деятельности Ездры и Неемии, Марк Мангано, ссылаясь на непосредственное содержание библейского текста, пишет: «Повествовательная часть книг все же указывает на то, что они были современниками. Книга Неемии упоминает о Ездре двенадцать раз, а Неем.8:9 ясно говорит о том, что они трудились вместе» [3. с. 231].

Труды Ездры и Неемии

Теперь мы рассмотрим труды Ездры и Неемии, определим, какую роль выполнял каждый из них. Ещё один из немаловажных вопросов, который мы ставили в ряд ключевых в этом исследовании — сотрудничество между Ездрой и Неемией. Другими словами, были ли они современниками или трудились в разное время?

Деятельность Ездры

Многие учёные сходятся во мнении относительно времени служения как Ездры, так и Неемии. Так, например, Смит говорит, что именно «в 458 году до н. э. Ездра, покинув Вавилон по приказу Артаксеркса I, направился в Иудею». Благополучно прибыв в Иерусалим он принялся за исполнение той миссии, ради которой пришёл. Разные источники дают отличные друг от друга временные промежутки, которые в среднем колеблются в пределах от четырёх месяцев до полугода.

По прошествии некоторого времени после прибытия Ездры и вместе с ним людей в Иерусалим (как утверждает Смит, опираясь на библейский текст) «группа лидеров пришла к Ездре с плохими вестями». Под «плохими вестями» подразумевается осознание народом своего положения в вопросах социального характера, а именно, терпимое отношение к смешанным бракам и проявлениям идолопоклонства языческими жёнами. Новый библейский комментарий приписывает заслугу в этом вопросе трудам Ездры, говоря, что он «добился этого, соединив воедино различные места Писания и, раскрыв перед народом те богословские принципы, на которых и были в свое время основаны конкретные законы. В результате люди стали понимать, что браки с неверующими иноплеменниками ничем принципиально не отличались от браков с жителями Ханаана, что было запрещено их предкам» [7. с. 577].

Узнав подробности по этому делу, священник Ездра «длительное время сидит в растерянности, а потом кается перед Богом за вину народа и ужасные последствия (Ездр.9)» [4 с. 165]. Смит уделяет внимание анализу молитвы Ездры, указывая на её особое значение для всех присутствующих. Форма и содержание молитвы, по его мнению, заслуживают звания «модель для молитвы о пробуждении нации». Мы же сделаем лишь короткий обзор замечаний по этому вопросу.

Три аспекта в молитве Ездры (по Джеймсу Смиту):

1) признаёт грехи всего народа перед Богом;
2) делает акцент на милости Господа в отношении избранного — виновного народа;
3) не отделяет себя от народа, напротив, употребляет «мы» [5].

Также я согласен с автором, что это была не просто ещё одна молитва, но сильнейший инструмент воззвания к совести сограждан «молитва-проповедь».

Проснувшееся самосознание народа побуждает многих присоединиться к нему в покаянии пред Богом. Следствием такого раскаяния стало принятие общенародного решения о том, чтобы отпустить от себя всех иноплеменных жён по закону, предписанному Моисеем. В виду неблагоприятных погодных условий было предложено следующее: «Пусть наши начальники позаботятся обо всем собрании: все жители наших городов, кто взял в жены иноплеменницу, пусть приходят сюда поочередно в назначенные сроки вместе с городскими старейшинами и судьями своего поселения, пока не утихнет яростный гнев Бога нашего, который мы навлекли на себя, так поступая!»» (Ездр.10:14) [2].

В некотором смысле книга Ездры заканчивается как бы многоточием. Описано принятие решения, но не видно приведения его в исполнение. Отчасти это можно объяснить тем, что некогда обе книги составляли единое целое. Даже современные издания еврейской Библии (Танаха) не делают чёткого разграничения, представляя текст Ездры-Неемии как неделимое целое.

На сегодняшний день исследователи не имеют единства мнений в отношении результатов реформы, проведенной Ездрой. Так, Смит утверждает, что проблема смешанных браков оставалась нерешённой на протяжении около десяти лет, до прочтения книги Закона во времена Неемии [5. с. 191]. Однако Даума не столь категоричен в своих высказываниях. Он говорит о чётком выполнении принятых иудеями обязательств в вопросе смешанных браков [5 с. 175]. Новый библейский комментарий также поддерживает идею о сознательности и ответственности евреев в отношении признания противозаконности смешанных браков [7 с. 577].

Комплексно анализируя сведения, записанные Ездрой и Неемией, нужно отметить, что не все проблемы, касающиеся духовности народа, удалось решить. Во времена Неемии ещё остаётся открытым вопрос соблюдения субботы и межличностных отношений среди иудейской общины. Некоторые исследователи считают, что «после короткого периода работы для священника и книжника Ездры настал период затишья. Мы не знаем, что он делал на протяжении десяти лет до прибытия Неемии в Иерусалим» [4 с. 184]. Следующее упоминание о священнике Ездре мы встречаем уже в описании совместного служения с Неемией при дальнейшем становлении и развитии еврейской общины, вернувшейся из вавилонского плена. Но об этом чуть позже при анализе совместных действий Ездры и Неемии.

Деятельность Неемии

Рассмотрим самостоятельную (здесь не упоминается о присутствии Ездры) работу лидера иудейского общества — Неемии.

Так, в качестве одной из характеристик этого целеустремлённого человека исследователи отмечают его высокую духовность. Проявление этой грани в жизни Неемии встречается довольно часто в повествовании о его жизни и деятельности. Впервые мы встречаем молящегося виночерпия уже в первой главе. Такой была реакция Неемии на известия о состоянии Иерусалима и его жителей, полученная от брата (родственника) — Ханани, только что пришедшего оттуда.

Некоторые говорят, что занимая такое положение при дворе персидского царя, Неемия обязан был иметь довольно высокое образование, быть грамотным, тактичным. Особого внимания заслуживают его дипломатические способности, проявившиеся в разговоре с монархом. Эти качества необходимы, чтобы уметь поддержать беседу, а иногда дать совет.

Ещё одно качество, которое нужно отметить, — смелость. В своё время подобный пример явила Есфирь. Неемия не вошёл без приглашения — он выказал печаль перед царём, что могло стоить ему жизни, а затем попросил дать ему «отпуск» для посещения родного города. Как бы это ни было удивительно, Неемия находит расположение Артаксеркса и получает просимое в полноте. Согласовав детали, он отправляется в Иерусалим как уполномоченный посланник правителя империи.

Прибыв на место и немного осмотревшись, Неемия принимается за выполнение своей миссии: восстановление городских стен и ворот. Следует отдать должное организаторским способностям этого сановника. Кроме того, не лишним будет заметить, что для привлечения множества людей к совершению такой грандиозной работы необходим авторитет в глазах коллектива. Одних только писем, пусть даже они написаны от имени царя и скреплены царской печатью, не достаточно.

Смит предлагает три мотивирующие причины, которые мог использовать Неемия. Во-первых, это видение и понимание им существующей ситуации, сложившейся в отношении города. Во-вторых — он призвал собратьев к совершению труда, «чтобы Божий народ более не находился в поругании» [5. с. 677]. В-третьих, он акцентировал внимание людей на уже достигнутых результатах при благорасположении царя и поддержке Бога (см. Неем.2:17,18) [1].

Библейский текст свидетельствует о нескольких как внутренних, так и внешних препятствиях среди всеобщего энтузиазма и желания трудиться в деле восстановления городских стен. В Неем.5:3б читаем о некоторых знатнейших, которые «не наклонили шеи своей поработать для Господа своего».

Сегодня сложно дать оценку их бездействию. Тем более что сам автор не уделяет этой проблеме большого внимания, а только констатирует факт, имеющий место в конкретных обстоятельствах. Напротив, подробно описаны совершающие работу, многие названы поимённо. Зафиксированы участки, взятые каждой отдельной «бригадой». Народ был настолько серьёзно настроен на выполнение поставленной задачи, что в её выполнении принимали участие даже некоторые женщины (см. Неем.3:12) [1].

Внешние неприятели — ещё одна преграда на пути к достижению цели. Санаваллат, Товия и те, кто разделял их мнение и позицию, прибегали к различного рода ухищрениям, издёвкам и провокациям с целью ослабления рук трудящихся и недопущения окончания «восстановительной операции». Что же касается Неемии как руководителя, то он проявил себя как мудрый и непоколебимый. Видя усилия неприятелей и угрозу вооружённого нападения он возносит молитву к Богу, а также предпринимает меры по обеспечению безопасности исполнителей работ и всех находящихся в городе. Не ясно, где в это время находится священник Ездра, почему вопросы духовного характера решает Неемия, а не тот, кто должен заниматься этим.

Сложившаяся в Иерусалиме ситуация — яркий тому пример. Наряду с проблемами от внешних врагов появляются внутринародные разногласия. Выше мы уже упоминали о «некоторых знатнейших», которые не принимали столь же активного участия в работах, как их менее зажиточные братья. В свою очередь последние были вынуждены как-то кормить свои семьи при том, что всё время посвящали работе по сооружению стен, не имея возможности заработать на пропитание домашних. Так сложилось, что те из народа, кто обладал большим богатством, одалживали своим менее богатым собратьям деньги, зерно и прочие продукты. Проблема возникла в мотивации: вместо желания помочь и поддержать — стремление к ещё большему обогащению.

Когда Неемия узнал о таком положении дел, то попытался решить это в «узком кругу» — побеседовав непосредственно с теми, кто был в числе заимодавцев. Он указал им на записное в Лев.25:35-37: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для [получения] прибыли» [1].

«Однако, — говорит Смит, ссылаясь на библейский текст. — критика Неемии не произвела должного эффекта на заимодавцев, которые не пожелали решать проблему. Чтобы разобраться с виновной знатью, Неемия был вынужден объявить общее всенародное собрание» [5. с. 681]. Выговорив знатным собратьям за их грех и признав свою долю вины, Неемия идёт дальше слов и личным примером показывает действие принципа записанного в законе. Красноречиво звучат слова: «И я также, братья мои и [служащие] при мне давали им в заем и серебро и хлеб: оставим им долг сей» (Неем.5:10) [1]. После этого он символически вытряхнул свою одежду и взял клятву со знатных в том, что они вернут проценты, полученные с братьев и всё имущество, взятое за долги.

Можно заметить, как перемежёвываются в книге Неемии внешние и внутренние препятствия на пути к достижению намеченной цели — восстановление городских стен Иерусалима. Не успел утихнуть «огонь» внутренних переживаний, как вновь обострилась ситуация с внешними неприятелями. На этот раз нападки были направлены в сторону самого Неемии. Было предпринято несколько попыток выманить его из города, а также запугать и вынудить прятаться, якобы спасая свою жизнь. Но сила этого труженика Божьего покоилась в верности Призвавшего его к этому делу.

Когда восстановительные работы были окончены, Неемия поручает заботу о городе своему брату Ханани вместе с ещё одним, по-видимому, одарённым человеком по имени Хананий. Священный текст характеризует последнего как верного и богобоязненного. В то же время были назначены и приставлены к службе стражи у всех ворот Иерусалимских.

Первая часть книги Неемии завершается переписью населения, вернувшегося из переселения. Вместе с этим заканчивается и период в повествовании автора, в котором священник Ездра был «за кулисами». Оставшаяся часть материала преимущественно говорит о совместном труде — тандеме Ездры-Неемии. Преимущественно 8-12 главы книги Неемии содержат ряд важных замечаний, на которых мы сосредоточим внимание.

Совместная деятельность

Очевидно, что как Ездра, так и Неемия знали и чётко понимали этот принцип некогда сформулированный мудрым Соломоном. Не так уж много информации дают сами книги о сотрудничестве этих двух вождей вернувшегося из плена народа.

Исследователи говорят, как о сходствах, так и о различиях между ними. Вот какое замечание делает в своей работе Й. Даума, ссылаясь на коллегу: «Гамильтон [Hamilton 2001, 509w] указывает примерно на тридцать общих пунктов, которые можно найти среди сведений о Ездре и Неемии» [4 с. 184]. Что же касается различий между этими тружениками, то, как справедливо замечает один из исследователей, анализируя библейский текст, — они отчётливо видны не только на уровне функциональных обязанностей, но и в характерах.

Так, «Ездра рвет на себе волосы по поводу измены своих соотечественников (Ездр.9:3), Неемия же дергает за волосы самих виновных (Неем.13:25)» [там же]. При этом следует обратить внимание на то, «что дела двух великих реформаторов — это две стороны единого Божественного предприятия по восстановлению Божьего народа» [7 с. 584]. Бросаются в глаза несколько ярких результатов совместного труда Ездры и Неемии:

а) чтение закона в седьмом месяце (Неем.8,9) и последующее заключение завета с Господом;
б) возобновление поочерёдного священнического и левитского служения в храме (Неем.10);
в) освящение стен Иерусалима (Неем.12:27-39) [1].

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что одновременно и просто, и сложно занять ту или иную позицию относительно поставленного вопроса — деятельности Ездры и Неемии в один период времени. Достаточно много веских доводов существует в подтверждение и защиту каждой из существующих версий. Вместе с тем для всех приверженцев различных точек зрения остаётся одна непреодолимая пропасть — время. Описанные события происходили примерно за 430-450 лет до Р. Х. Сохранились лишь немногие обрывки небиблейских письменных свидетельств той эпохи.

В процессе исследования мы проанализировали как сам текст Священного Писания, так и те труды, которые были написаны ранее исследователями. Некоторые из них предоставляли три возможных варианта датировки жизни и служения Ездры. Другие опровергали такой взгляд.

Нужно отдать должное каждому из авторов работ. Ведь независимо от того, согласится ли читатель с написавшим или нет, это послужит обогащению его интеллектуального багажа. Во-вторых, сопоставляя различные версии, можно вывести некую свою, которая впоследствии может занять определённое место среди других и послужить кому-то ещё.

Я согласен с позицией, выраженной в Библии и подкреплённой исследователями, которая ставит рядом во времени Ездру и Неемию. Это наиболее логичная и оправданная версия, в которой представлены два великих реформатора народа израильского своего времени. Каждый из них полностью, без остатка отдал себя той миссии, которая была возложена на них.

Библиография

1. Библия Книги Священного Писания ветхого и Нового Завета канонические. — К.: Украинское Библейское Общество, 2009.
2. Библия Книги Священного Писания ветхого и Нового Завета канонические: современный русский перевод. — М.: Российское Библейское Общество, 2011.
3. Введение в Ветхий Завет. С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии. Под редакцией Марка Мангано: Пер. с англ. — Москва: Духовная Академия Апостола Павла, 2007. — 528 с.
4. Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т. 2. Исторические книги. Пер. с нидерл. — Черкассы: Коллоквиум, 2011. — 193 с.
5. Джеймс Смит. Исторические книги Ветхого Завета / Пер. с англ. — М.: Религиозная Организация «Евангельский Христианский Центр Апостола Павла»; Н. Новгород: «Агапе», 2012. — 704 с.
6. Ла Сор У., Хаббард Д., Буш Ф. Обзор Ветхого Завета. — Одесса: Богомыслие, 1998. — 695.
7. Новый Библейский комментарий: В 3 ч. Ч. 1. Ветхий Завет. Книга Бытие — Книга Иова: Пер. с англ. — СПб.: Мирт, 2000. — 646 с.
8. Эдвард Янг Введение в Ветхий Завет: Пер. с англ. — Заокская Духовная Академия: Издательский отдел, 1998. — 250 с.

Кардашин Алексей
Иллюстрация

Читайте также:

Позитив і негатив апологетики в ранньохристиянській церкві

Роль дочок Целофхада в концепції книги Числа

Поделиться:
просмотров: 358
 

Нове на сайті

   1.03.2017 Анонси подій
   
  26.02.2017 Харьков. Крещение в молитвенном доме на Якутской после программы «Откровение надежды» с участием Билла Биаджи.
  26.02.2017 Ректор українського адвентистського вишу Людмила Штанько: «Ми хочемо виховувати духовну еліту нації»
  24.02.2017 "День за днем", №523
    Каталог файлів
  23.02.2017 Познавательная программа «Против течения» в Энергодаре. 4-18 февраля 2017 г.
  23.02.2017 «По соображениям совести»: фильм о вере, любви и самоотречении
  23.02.2017 В Энергодаре начинает работу центр «Моя здоровая семья»
  23.02.2017 Супруги Луневы поделились рецептом семейного счастья: «Важно, чтобы каждый старался сделать счастливой свою вторую половинку»
  22.02.2017 Український гуманітарний інститут в цифрах
  22.02.2017 Інформаційний лист Міжнародної науково-практичної конференції у м. Київ
    Каталог файлів
 

Події Церкви в Україні

   1.03.2017  Дети в Дарьевке Херсонской области услышали весть о спасении и получили подарки
   1.03.2017  У Чернівцях пройде Міжнародна науково-практична відео-конференція, присвячена 500-річчю Реформації
  27.02.2017  У Краматорську презентували акцію «Донеччина — Реформація-500» (ВІДЕО)
  27.02.2017  Пансионат «Наш Дом» анонсирует медико-миссионерские курсы и лагерное собрание
  26.02.2017  Посетителей евангельской программы в городе Николаеве призывали верить Библии и практиковать здоровый образ жизни
  26.02.2017  На концерте в Николаеве подчеркнули значение протестантской Реформации для современного общества
  26.02.2017  На конференції філологів в Українському гуманітарному інституті говорили про англійську англійською
  25.02.2017  На фестивалі дитячої творчості у Вінниці зібрали кошти для допомоги онкохворим дітям