Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине
 
Головна Основи віри Служіння Структура Церкви Історія АСД
 
 
 

Евангельская весть и адвентизм в селе Овсяники. Краткий исторический очерк

1912-1922 гг.

Более 70 лет прошло с начала событий, о которых я хочу вам рассказать. Мне тогда было всего 10 лет, никаких записей о верующих того времени, ставших впоследствии адвентистами седьмого дня, никто не вел. Некоторые подробности стерлись из моей памяти, но все же, я попытаюсь описать, какими чудными путями адвентистская весть пришла в село Овсяники Винницкой области.

Сразу скажу, что религиозная группа инакомыслящих, отделившихся от Православной церкви, появилась благодаря одному нищему старцу, который ходил по миру, прося хлеба. Однажды вечером, попросившись на ночлег к родственнику моего отца Ефиму Настычуку, нищий исполнил замечательную песню, которую пел в каждом доме, где просил подаяния. Ее слова призывали приготовиться к Божьему суду. Хозяин дома, Ефим, спросил: «Дедушка, кто Вас научил такой интересной песне?». Старик поведал, что километрах в 30-40 от Овсяников, в селе Гопчице есть группа людей, которых называют «штундами»: «Они очень хорошие, даже просящему дают подаяния больше, чем остальные миряне. От них-то я и научился петь эту особую песню».

Не откладывая времени, Ефим сговорился с моим отцом Федотом, и вместе отправились в путь. Вскоре они нашли верующих, которые приняли незнакомых гостей с особым радушием. Но эти люди не были адвентистами, а назывались «духовно верующими». После ознакомления с их убеждениями и вероучением, Ефим и Федот возвратились домой, пригласив к себе двух братьев из Гопчицы — Павла и Остапа. Какой торжественной была в тот знаменательный вечер встреча с этими «святыми людьми», как всех наполняла «первая любовь» к Богу! Казалось, небо было очень близко. На встречу пригласили знакомых и родственников, и пришедшие братья проводили религиозные беседы. Всем очень понравилось услышанное, и некоторые жители села с того момента стали приверженцами новой идеи.

Первыми, принявшими это «духовное учение», были Е. Настычук, Ф. Таранюк, К. Андрейчук и Л. Грущук. В сравнительно короткий срок группа верующих, образовавшаяся в Овсяниках, достигла 18-20 человек. Как только этот факт стал достоянием гласности, местный священник и сельская власть стали принимать меры, чтобы ликвидировать «штундов-раскольников». В ход шли самые разные приемы, бывшие в распоряжении духовенства при существовавшем царском монархическом строе. Местная власть не разрешала хоронить на общем кладбище умерших детей верующих, не крещенных священником в Православной церкви. Лишь после длительного настойчивого ходатайства можно было получить от высшей власти разрешение на такие похороны. Также духовенство вызвало миссионеров из Духовного Центра, которые, посещая заблудших «штундов», старались возвратить их в лоно православия. Но такая работа оказалась безуспешной, и вскоре они оставили инакомыслящих в относительном покое. Начиная с 1912 года к верующим стали привыкать и люди, и местная власть. Религиозная группа укреплялась и возрастала количественно, проводя свои собрания по хатам.
Так шел год за годом. 1 августа 1914 года вспыхнула Первая мировая война. Мужчин одного за другим забирали на фронт. Дошла очередь и до наших братьев — Ф. Кочубейника и К. Байдачного. За то, что Ф. Кочубейник отказался взять оружие, он был приговорен царской властью к лишению свободы на 3-4 года. Отбывал наказание в Петербургской тюрьме, где познакомился с такими же осужденными за религиозные убеждения. Это были верующие различных взглядов и направлений, о которых он до тех пор не слышал — баптисты, толстовцы и адвентисты. В повседневных беседах каждый из них отстаивал правоту своих взглядов. И, как это обычно бывает, в ходе полемики стала вырисовываться истина. Кочубейник размышлял над доказательствами, которые приводили адвентисты из Священного Писания, и пришел к убеждению, что суббота является неотъемлемой частью Закона Божия, обязательной для соблюдения, как и каждая из десяти заповедей.

Вспыхнувшая 7 ноября 1917 года революция освободила всех узников тюрем. Из длительного заключения вернулся и Ф. Кочубейник. Придя домой, он вновь начал посещать собрания своих прежних братьев, не говоря никому о том, что решился соблюдать субботу. Но, как известно, нет ничего тайного, что не открылось бы. Вначале он соблюдал четвертую заповедь втайне, но скоро об этом узнали единоверцы, а затем и все село. С этого момента и началось разделение: одни убеждались, что надо соблюдать субботу, другие стали ярыми противниками и уже не желали собираться вместе. Вскоре к Кочубейнику примкнули К. Байдачный, И. Пастушенко, К. Порхун и я, Иосиф Таранюк. Спустя немного времени и другие присоединились, в результате группа субботников стала насчитывать 8-9 человек. Каждую субботу мы собирались, читали и пели. Это все, что мы тогда знали, а Кочубейник ничего больше не говорил, поскольку и сам не был знаком с порядками адвентистов, да и что он мог увидеть в тюрьме.
В это время представился случай, благодаря которому мы познакомились с адвентистами. А дело было так. Революционное правительство издало приказ, согласно которому тот, кто пришел домой, не дослужив военной службы, должен был опять возвратиться в армию и дослуживать срок на территории своей республики. Два члена нашей группы — К. Байдачный и И. Пастушенко как раз подпадали под этот приказ. Байдачный был направлен в г. Полтаву и надеялся в городе встретить верующих. Он нашел адвентистского проповедника Гонтаря и рассказал ему, что у нас в селе есть несколько человек, соблюдающих субботу, упросив его приехать в Овсяники. Вскоре они приехали, и зимой 1917 года мы услышали первую адвентистскую проповедь. Впервые мы познакомились с проповедником Церкви, соблюдающей субботу, но что мы могли узнать за один или два дня, которые провел у нас этот служитель.

В 1920 году член нашей группы И. Пастушенко побывал в г. Бердичеве, где встретился с адвентистским проповедником С. Ткаченко и рассказал ему, что в Овсяниках есть субботники. Ткаченко взял карту и начал показывать, что в Овсяниках нет адвентистов, но Пастушенко убеждал, что есть. И вот осенью 1921 г. в село приехал Ткаченко и еще два брата из Глинского — Андрей Кирик и Петр Наконечный. Они очень удивились, недоумевая, откуда в Овсяниках взялись субботники. Мы им рассказали, как появилась наша группа, которая к тому времени насчитывала уже 35 человек. После знакомства они уехали, и вскоре прислали в село библейского работника М. Горбенко, который объяснял нам адвентистское вероучение и готовил к крещению.

1922 – 1982 гг.

Весной 1922 г. к нам приехал председатель Днепровского союза общин Адвентистов седьмого дня М. Гриц вместе с братьями С. Ткаченко и М. Горбенко. Они провели экзамены, допустив до крещения 22 человека. Поскольку в Овсяниках не было пруда, верующие с пением псалмов демонстративно прошли через свое село к ближайшему селу Збаражу. Там в полевом пруду 27 мая 1922 года крестились 22 человека. В с. Овсяниках организовалась община АСД, которая быстро развивалась и к 1930 г. насчитывала 66 членов.

Первым пресвитером был избран Феодор Кочубейник, тот самый, который начал святить субботу по возвращении из Петроградской тюрьмы. После него служение пресвитера продолжил Михаил Пастушенко. Шло время, обстоятельства менялись, так мы дожили до 1930 года, который принес большие затруднения. Многие из верующих, не выдержав критики, оставили истину. Пресвитер, находясь под ударами судьбы, тоже ушел из общины, ища укромного места для себя и своей семьи. Но недолго он находился в покое. Его все равно нашли, сделали виновным, судили и сослали отбывать наказание далеко на север. Некоторое время он держался истины, но под конец срока поколебался, оставил адвентистское вероучение и там умер, как отпавший. Заместитель пресвитера продержался в общине до 1932 года, ознаменовавшегося невыносимым голодом. Ф. Кочубейник, спасая свое положение, выехал в Волоколамск, а оттуда в Среднюю Азию. Умер он в 1945 году в возрасте 50 лет, часть его семьи тоже умерла, а часть и поныне живет в Кзыл-Орде, все стоят в истине.

В тяжелый период с 1932 по 1940 гг. лишь немногие (шесть или семь человек) удержались от окончательного падения. В последующие за этим годы войны некоторые из старых братьев, признанных непригодными для армии и находившихся дома — Петр Тыднюк и Григорий Побережец под руководством брата Яковенко начали посещать разрушенные общины и объединять в небольшие группы тех, кто желал возвратиться к истине. Благодаря этому у нас в Овсяниках вновь начала мало-помалу восстанавливаться разрушенная община, пополняясь как старыми, возвратившимися в нее членами, так и новыми, пришедшими из мира после окончания войны. В свое время общину посещали братья С. Кулыжский и Макаров.

В 1945 году с большим трудом набралось необходимое число членов, и в Овсяниках была зарегистрирована община Адвентистов седьмого дня (которой в то время руководила сестра А. Трофимчук). В 1957 году пресвитером общины был избран В. Гуменюк, пробывший на посту до 1966 года. После него избрали И. Таранюка, который занимает эту должность и сейчас. По милости Божьей община возрастала и смогла подготовить для евангельской работы таких братьев как А. Кочубейник, В. Гуменюк, В. Костюк.

Сегодня мы, адвентисты села Овсяники, благодарим Небесного Отца за проявленную заботу о нашей церкви. Мы верим, что Господь — наш лучший Друг, Наставник и Учитель.

Иосиф Таранюк
 

Поделиться:
просмотров: 2415
 

Нове на сайті

  26.03.2017 Урок субботней школы, №2, 2017 (+ комментарий)
    Каталог файлів
  26.03.2017 Урок субботней школы, №2, 2017
    Каталог файлів
  26.03.2017 Урок суботньої школи, №2, 2017
    Каталог файлів
  26.03.2017 "День за днем", №527
    Каталог файлів
  26.03.2017 Чи можна довіряти благодійним організаціям? (ВІДЕО)
  26.03.2017 Як покращити сон? (ВІДЕО)
  25.03.2017 Як здобути авторитет? (ВІДЕО)
  25.03.2017 Як безкоштовно отримати земельну ділянку? (ВІДЕО)
  25.03.2017 Анонси подій
   
  25.03.2017 Спілці християнських письменників — 10 років (ВІДЕО)
 

Події Церкви в Україні

  25.03.2017  Християнське арт-кафе «Parkovka» стартувало в Рахнах-Лісових
  24.03.2017  Вінницькі адвентисти роздали духовну літературу жителям селища Десни
  23.03.2017  На Херсонщині пройшов концерт «Через духовну реформацію — до оновлення країни»
  23.03.2017  У Бердичеві вісім осіб приєдналися до адвентистської церкви
  23.03.2017  Семейный фестиваль в Черновцах стал первой оффлайн встречей команды телеканала «Надія» со зрителями
  23.03.2017  Луганские адвентисты провели церемонию посвящения детей в международные церковные детские организации
  23.03.2017  Бучанські школярі випробували свої сили на щорічній спартакіаді в УГІ
  22.03.2017  Протестанти влаштували вуличну благодійну акцію у Тиврові (ФОТО)