Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине
 
Головна Основи віри Служіння Структура Церкви Історія АСД
 
 

01.03.2017  Аналітика

 

Праведники и духи

Почти весь христианский мир придерживается веры в бессмертие души. Большинство христиан верят, что жизнь после смерти не заканчивается. Они считают, что душа покидает тело в момент смерти человека. Хотя даже в христианстве существуют разные теории и мнения относительно того, что происходит с душой после смерти и куда она попадает, общим моментом является то, что душа бессмертна и, в конечном итоге, попадет или в ад, или в рай. Там души ожидают всеобщего воскресения.

В Священном Писании подтверждение этому находят в 12-й главе Послания к евреям, в 23-м стихе. Например, Иоанн Златоуст в своем комментарии на Послание к евреям отождествляет духов праведников с душами умерших благочестивых [1], которые находятся на небесах в предвкушении блаженства. Известный реформатор Жан Кальвин также считал, что 23-й стих касается природы человека. Комментируя фразу «и к духам праведников, достигших совершенства», он говорит, что на небесах находятся духи умерших праведников, которые вознеслись после их смерти [2].

Но есть христианские направления и богословы, которые отрицают доктрину о бессмертии души. Они верят, что все Священное Писание не поддерживает веру в жизнь после смерти. Возникают вопросы: «Как тогда понимать 23-й стих Послания к евреям? Кто такие эти духи праведников? Это живые верующие, их души? Или эта фраза имеет иное значение?» В этой статье мы изучим 23-й стих 12-й главы Послания к евреям и попробуем найти ответы на поставленные вопросы.

Контекст

Контекст 23-го стиха — это отрывок с 18-го по 29-й стих, где находится противопоставление. Сначала автор показывает Израиль и гору Синай, где пребывал в то время Господь, и противопоставляет их современным верующим и горе Сиону, Небесному Иерусалиму, где обитает Бог на небесах. Те приступили к горе Синаю, нынешние верующие приступили к горе Сиону, там была земная церковь, теперь — небесная.

Павел показывает преимущество современных верующих, каждый из которых, приняв Иисуса Христа, верою приступает к горе Сиону, граду Бога, Небесному Иерусалиму, тьмам Ангелов, церкви первенцев, Судии всех Богу, духам праведников, Ходатаю нового завета Иисусу и Крови кропления (Евр.12:22-24). Все группы, которые приводит автор Послания, объединены тем, что все они находятся на небесах в присутствии Бога. Фраза «Судии всех Богу» размещена в центре этих групп. Господь — центральная фигура во Вселенной, и вся слава отдается Ему. Он является центром и руководителем небесной церкви.

Можно предложить такой план данного отрывка:

• Евреям 12:18-21 — народ израильский возле горы Синая (негативный пример).
• Евреям 12:22-24 — народ Божий возле горы Сиона (преимущество перед древним Израилем).
• Евреям 12:25-27 — предостережение.
• Евреям 12:28, 29 — призыв.

Небесная Церковь

Мы коротко остановимся на описании небесной церкви, к которой приступают верующие. Автор перечисляет тех, кто находится на Сионе, на небесах.

«Сион» — гора в Иерусалиме. На ней находилась крепость иевусеев, которую царь Давид завоевал и сделал городом Давидовым (2Цар.5:7-9). Этот город стал столицей Иудеи. В Священном Писании Сион также называется святою горою (Пс.2:6), жилищем Бога (Пс.9:12), коленом Иудиным (Пс.77:68), народом иудейским (Ис.1:8;51:16), остатком святых (Ис.4:3). Оттуда придет спасение (Пс.13:7) и помощь (Пс.19:3). В данном случае Сион символизирует место обитания Бога, небесную церковь, «духовный» Израиль.

«Небесный Иерусалим». В переводе с древнееврейского языка означает «город мира». В Библии небесный Иерусалим является буквальным и реальным местом. Иисус сказал Своим ученикам, что идет приготовить им место (Ин.14:2). Каждого верующего ожидает небесный город (Евр.11:16), созданный Самим Богом (Евр.11:10). В конце времени Новый Иерусалим с престолом Божьим сойдет с небес на землю (Откр.21:2). В нем нет места для нечестия и греха (Откр.21:8). Только праведники войдут в этот небесный город (Откр.22:14).

«Тьмы Ангелов». В Послании к евреям слово «ангел» используется 12 раз и означает небесных существ, которые окружают Бога и служат праведным.

«Церковь первенцев, записанных на небесах». Это святые, которые вписываются в книгу жизни на небесах (Ис.4:3). В нее вписаны праведники (Пс.68:29), победители (Откр.3:5), ученики и последователи Христа (Лк.10:20) и все, кто войдет в Небесный Иерусалим (Откр.21:27). Из этого видно, что в Церковь первенцев входят как ветхозаветные верующие, так и новозаветные. Слово «первенец» в Писании не всегда обозначает того, кто первым родился в семье. Например, Давид, хотя был самим младшим сыном, называется «первенцем» (Пс.88:21-28). Также Священное Писание называет первенцами не только отдельных людей, но и целый народ: «Израиль... сын Мой, первенец Мой» (Исх.4:22). В данном случае «Церковь первенцев» может обозначать определенную группу верующих, которые войдут в Небесный Иерусалим.

«Бог Судья». Все предстанут перед Богом на суд, ибо Он — истинный Судья. Но этот суд станет благословением для праведников, потому что они будут оправданы посредством Иисуса Христа.

«Ходатай Нового завета — Иисус». В Послании к евреям Христос представлен как Первосвященник и Ходатай Своего народа. Через пролитие Своей крови Иисус Христос заключил Новый завет с народом Божьим. Он ходатайствует перед Отцом за каждую кающуюся душу. Христос — единственный посредник между людьми и Богом (1Тим.2:5).

«Кровь кропления». Здесь можно увидеть ссылку на искупительную кровь Христа.

Духи праведников

Приведем эту фразу в разных переводах Библии:

• «духам праведников, достигших совершенства» (Синодальный перевод),
• «духам праведников, ставших совершенными» (Перевод «Слово жизни»),
• «духам совершенных праведников» (Перевод Кузнецовой).

Как видно, данные переводы не очень отличаются друг от друга, хотя есть некоторые различия. Несмотря на то, что их нельзя назвать плохими или неверными, невозможно до конца понять данную фразу, не посмотрев, как она выглядит в оригинале: πνευμασι δικαιων τετελειωμενων. Буквальный перевод звучит так: «духам праведных, усовершенствованных».

Деепричастие τετελειωμενων стоит в страдательном обороте в пассиве, что говорит о том, что совершенство достигается не посредством собственных усилий, но благодаря жертве Иисуса Христа. Праведные не достигли совершенства своими усилиями и заслугами, как это может показаться в вышеприведенных переводах, но они достигли совершенства благодаря праведности Иисуса Христа (Евр.10:14). На основании всего вышесказанного можно предложить такой перевод: «духам праведных, которых сделал (Иисус) совершенными».

Теперь нужно выяснить, кто такие духи праведных. Существует точка зрения, что это души или духи умерших людей, которые вознеслись после их смерти. Но все Священное Писание не поддерживает данное утверждение. Напротив, стихи о состоянии после смерти противоречат этому мнению. Согласно Еккл.9:5,6, после смерти люди уже ничего не знают, и их чувства исчезают. В 10-м стихе Соломон предупреждает, что только в этой жизни есть работа, размышления, знания и мудрость. После смерти, в могиле все это исчезнет. Мозг перестает функционировать и начинает разлагаться, помышления исчезают (Пс.145:4). Умершие уже не могут прославлять Господа (Пс.87:11,12;113:25; Ис.38:18).

Во-вторых, слово «дух» в Послании к евреям никогда не используется в значении «бестелесный дух». Поэтому нет никаких оснований считать духи праведников духами умерших людей, обитающих на небесах. Кого же тогда обозначают духи праведников? Этот текст достаточно сложный для понимания, и однозначно невозможно определить, что имел в виду автор Послания. Можно предложить несколько вариантов, которые являются приемлемыми:

1. Духи праведников — это живые люди, которые названы так символическим языком, герои веры, упомянутые в 11-й главе.
2. Это служебные духи праведников (Евр.1:14).
3. Духи праведников — это живые христиане, которые находятся на небесах.

В первом случае можно заметить, что в первом стихе 12-й главы автор упоминает, что вокруг нас есть облако свидетелей (мучеников), а 23-й стих — это описание небесной церкви, небесного города. 23-й стих относится к небесным реалиям. Также не сказано, что это духи «мертвых» праведников.

Во втором случае можно задать следующий вопрос: «Автор уже упоминал ангелов в предыдущем (22-м) стихе, почему ему понадобилось сделать это еще раз, в 23-м стихе?» На наш взгляд, наиболее подходящим является третье толкование.

Слово «дух» еще раз используется в Евр.12:9. Автор говорит, что у нас есть как плотские родители, так и духовный Отец (Отец духов). Словом «плоть» он обозначает нашего плотского отца, а словом «дух» — Небесного Отца. Мы можем иметь или плотскую природу (Гал.5:19-21), или духовную (Гал.5:22,23). Иисус Христос сказал: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6).

Именно в таком смысле Павел назвал праведников духами, то есть духовными людьми (Гал.6:1), которыми руководят не дела плоти, но Дух Святой. Они «распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24) и живут духом (Гал.5:25). Духи праведников — это живые христиане, которые получили совершенство благодаря жертве Иисуса Христа (Евр.10:14). Это те, кто были воскрешены вместе с Иисусом Христом, в чьи гробы проник воскресающий голос Божий (Матф.27:52,53). Они явились миру и были вознесены на небеса. Они являются первенцами из мертвых, гарантией всеобщего воскресения.

Почему же Павел не назвал праведников, тех, кто находится под руководством Святого Духа, просто духами? Как отметил Анхел Мануэль Родригес, — скорее всего, потому, чтобы отличить от других духов (служебных духов в Евр.1:14) [3].

Выводы

Все верующие могут достичь совершенства, которое предлагает Иисус Христос — великий Первосвященник. Совершенство невозможно заслужить своими собственными усилиями. Только у Христа есть сила, чтобы преобразить и сделать совершенным всякого человека, который приходит к Нему.

В Евр.12:23 автор упоминает праведников, которые достигли совершенства только посредством действия Христа. Хотя благодаря жертве Иисуса Христа верующие обретают совершенство, но полностью оно будет достигнуто только при Втором Его пришествии. Тогда тленное облечется в нетленное, а смертное — в бессмертие.

Эсхатологические моменты присутствуют и в описании небесной церкви. В 11-й главе описаны праведники, которые обладали верой. Все они не получили награды в этой жизни, но ожидали Небесного Царства. Бог приготовил им город.

Как Авраам верою обитал на земле обетованной (Евр.11:9), так и сегодня христиане верою приступают к Небесному городу, жилищу святых — Небесному Иерусалиму. Хотя город спустится на землю в конце времен, верующие имеют доступ к нему уже сейчас. Все ожидают, когда будет воссоединение земной церкви с небесной. Но эти единение и гармония возможны уже сегодня, только в духовном смысле. Мы приближаемся и приступаем к городу, но ждем, когда сможем в него войти.

В 23-м стихе мы не нашли подтверждения существования развоплощенных душ на небесах. Это утверждение не имеет никакого основания и противоречит всему Божественному откровению.

Духи праведников — это одна из групп, которые находятся на небесах, в присутствии Божьем, возле Его престола. Все эти группы принадлежат к небесной церкви. Это духовный Израиль, в отличие от буквально Израиля, который был возле горы Синая. Духи праведников — это группа живых христиан, воскресших для вечной жизни, которые водимы Духом и совершенны благодаря Христу.

Использованная литература

1. Иоанн Златоуст, Толкование на послание к евреям. Беседа 32:4.
2. Жан Кальвин. Комментарий на Послание к евреям. [Christian Classics Ethereal Library]. — Режим доступа: http://www.ccel.org/ccel/calvin/ calcom44.xviii.v.html.
3. Анхел Мануэль Родригес. [Biblical Research Institute of the General Conference of Seventh-day Adventists]. — Режим доступа: https://adventistbiblicalresearch.org/materials/bible-nt-texts/hebrews-1223

Богдан Курыляк
Иллюстрация

Читайте также:

Секрет загадочного «ныне»

Ожесточение сердца фараона: предопределение или свобода выбора?

Поделиться:
просмотров: 708
 

Нове на сайті

   1.03.2017 На Луганщині 65 сімей отримали допомогу із Канади (ВІДЕО)
   1.03.2017 Анонси подій
   
  26.02.2017 Харьков. Крещение в молитвенном доме на Якутской после программы «Откровение надежды» с участием Билла Биаджи.
  26.02.2017 Ректор українського адвентистського вишу Людмила Штанько: «Ми хочемо виховувати духовну еліту нації»
  24.02.2017 "День за днем", №523
    Каталог файлів
  23.02.2017 Познавательная программа «Против течения» в Энергодаре. 4-18 февраля 2017 г.
  23.02.2017 «По соображениям совести»: фильм о вере, любви и самоотречении
  23.02.2017 В Энергодаре начинает работу центр «Моя здоровая семья»
  23.02.2017 Супруги Луневы поделились рецептом семейного счастья: «Важно, чтобы каждый старался сделать счастливой свою вторую половинку»
  22.02.2017 Український гуманітарний інститут в цифрах
 

Події Церкви в Україні

   1.03.2017  Дети в Дарьевке Херсонской области услышали весть о спасении и получили подарки
   1.03.2017  У Чернівцях пройде Міжнародна науково-практична відео-конференція, присвячена 500-річчю Реформації
  27.02.2017  У Краматорську презентували акцію «Донеччина — Реформація-500» (ВІДЕО)
  27.02.2017  Пансионат «Наш Дом» анонсирует медико-миссионерские курсы и лагерное собрание
  26.02.2017  Посетителей евангельской программы в городе Николаеве призывали верить Библии и практиковать здоровый образ жизни
  26.02.2017  На концерте в Николаеве подчеркнули значение протестантской Реформации для современного общества
  26.02.2017  На конференції філологів в Українському гуманітарному інституті говорили про англійську англійською
  25.02.2017  На фестивалі дитячої творчості у Вінниці зібрали кошти для допомоги онкохворим дітям