Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине
 
Головна Основи віри Служіння Структура Церкви Історія АСД
 
 

18.01.2017  Аналітика

 

Влияние культуры и светской жизни Римской империи I века на распространение христианства

Глубоко заблуждаются те, кто полагают, что мы читаем и воспринимаем Новый Завет точно так же, как ранние христиане, и что на наше истолкование не оказывает никакого влияния сила традиции. К тому же такое заблуждение опасно, ибо оно ведет к абсолютизации нашего собственного истолкования, приравнивая его к Слову Божьему.

Чтобы избежать этой опасности, надо знать прошлое, которое налагает отпечаток на наше видение. Человек в темных очках не считает весь окружающий мир темным только в том случае, если сознает, какие на нем очки. Равным образом, если мы хотим освободиться от чрезмерного воздействия на нас традиционных норм, нам надо прежде всего понять что собой представляют эти нормы, как мы оказались там, где мы есть, и какие конкретно элементы прошлого накладывают отпечаток на наше видение настоящего. Затем мы сможем сделать выбор и решить, какие элементы прошлого и настоящего мы отвергаем, а какие принимаем.

Анализ влияния культуры на распространение христианства внесли свой вклад такие зарубежные (Тенни Меррилл, Эрн Кернс, Гандри Роберт) и отечественные авторы (М.Э.Поснов, Ф.Ф.Зеленский, С.В.Санников).

Цель исследования состоит в выявлении факторов, игравших роль на развитие христианства.

Исследование ставит перед собой следующие задачи:

Понять построение социально-общественных связей в Римской империи;

Определить влияние экономической составляющей на развитие христианства;

Показать взаимовлияние культуры, философских школ и языческих религий на христианство.

Объектом исследования является культура и быт Римской империи I века.

Предметом исследования является развитие христианства в рамках греко-римской культуры I века.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что данные могут быть использованы для подготовки лекций по истории Церкви, в подготовке проповедей.

СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ МИР

Мир I в. н.э. немногим отличался от нашего мира конца XX века. Богатые и бедные, порядочные люди и преступники, свободные и рабы жили бок о бок, а социальные и экономические условия были во многом подобны современным.

Еще Александр Великий пытался установить мировую монархию. Но это удалось сделать только римлянам. Постоянные войны, которые способствовали достижению этой цели, привели к экономическому упадку многих стран. Была ослаблена торговля и промышленность. У людей было состояние неуверенности. Они постепенно привыкали к новому порядку вещей. Поснов говорит: «Восток пришел скорее в нормальное состояние, чем Запад. Римский принципат, который был для римского народа невыносим и по политическим, и по религиозным основаниям, там не встречал противодействия; там, наоборот, с чувством благодарности принимали блага нового управления».[1] Христиане же смогли рассмотреть в последствии в Риме особое действие Провидения. Однозначно, что в условиях монархии и в ее пределах проповедь новой религии была немыслима. Эллинизм в конечном итоге стал главной опорой мирового единства. Эллинизм привнес свою культуру в римскую монархию и одарил ее мировым языком. На греческом говорили образованные люди всех наций. Эллинизм помог Риму принимать все разнообразие народов мира. Благодаря этому быстро развивались торговля и разнообразные отношения.

Еврейское общество

В Римской империи проживало больше четырех миллионов иудеев, что составляло около семи процентов от всего её населения. Но большая часть иудеев жила за пределами Палестины. Например, в Галилее и в Десятиградии язычников было больше, чем иудеев.

Как в языческом, так и в еврейском обществе была своя аристократия. Она состояла из священнического сословия и ведущих учителей Закона – раввинов. Клан Хасмонеев был во главе иудейского общества с момента Маккавейского восстания и до Ирода Великого. Определенные свидетельства об этом мы можем найти в Новом Завете. Они контролировали дела, связанные с деятельностью храма, получением части доходов от торговли жертвенными животными, а также забирали себе часть денег, получаемых от сбора налога на содержание храма.

В Синедрион, высший совет иудаизма, могли входить весьма богатые люди. Евангелия упоминают двоих: Никодима и Иосифа Аримафейского. Тенни предполагает, что, возможно, они были крупными землевладельцами.[2]

Сборщики налогов, именуемые мытарями, были объектом особой классовой ненависти. Иудеи презирали их за то, что они собирали деньги с богохульными языческими надписями и изображениями и сотрудничали с римскими завоевателями. Римляне заключали контракт на пять лет на право сбора налогов с самым выгодным для них претендентом. Им мог стать тот, кто запросит самый маленький процент своих комиссионных. Чтобы заработать больше, мытарь собирал не только дань и свои комиссионные, но и все, что ему удавалось заполучить незаконным образом. Взятки, которые он брал от богатых, тяжестью налогового бремени перекладывалась на бедных. Поэтому народ ненавидел мытарей.

Остальные жители Палестины занимались земледелием, ремеслом или торговлей. В основном они были очень бедны. Но они были свободными людьми, так как среди иудеев рабовладение не было распространено. У некоторых из них, как, например, у рыбаков, ставших учениками Иисуса, были свои маленькие предприятия, дававшие неплохой доход.

Иудейский Закон, требования которого были одинаковы для всех, уравновешивал социальную структуру в еврейском обществе. Все были одинаково ответственны перед Богом. Богатство считалось особым божественным благословением и наградой за праведность, но не было никаких оснований утверждать, что совершающий добрые поступки бедняк меньше достоин награды, чем богатый. Укорененное в иудаизме представление о равенстве перед Богом ограничивало еврейскую олигархию в ее стремлении к власти и угнетению народа.

Языческое общество

Аристократия

Расслоение общества в языческом мире I века было гораздо отчетливей, чем в иудейском. Гражданские войны в Римской империи стали причиной социальных изменений. В Италии практически исчез класс свободных земледельцев, которые владели небольшими участками земли. Тенни отмечает, что многие представители древней сенатской аристократии погибли. Их место быстро восполняла новая аристократия, которая богатела за счет скупки земель разорявшихся землевладельцев. Этой ситуацией воспользовались и государственные чиновники – они получали баснословные доходы от эксплуатации провинций. На фоне богатеющей на глазах аристократии, которая утопала в роскоши, низшие классы постоянно беднели, так как труд не оплачивался достойно, и это вело к разорению и нищете. В обществе господствовали цинизм и развращенность.[2]

Средний класс

Постоянные войны давали нескончаемый приток рабов. Это вело к постоянному сокращению среднего класса империи. Многие представители этого класса были убиты в войнах или пострадали от репрессий. А другие, как утверждает Тенни, «не могли выдержать конкуренции крупных предприятий, основанных на рабском труде. Они продавали за бесценок свои фермы и имения, пополняя толпы безработных в больших городах, особенно в Риме, голодные и опасные, готовые на все, чтобы выжить».[2]

Плебеи

Плебеи, или городская беднота, были весьма многочисленны. Обедневший средний класс регулярно пополнял ряды плебеев. У большинства из них не было постоянной работы. В подобном положении им было хуже, чем рабам, которые имели кров, еду и одежду. Толпы безработных ежедневно заполняли улицы больших городов. Эти люди были готовы продать свой голос на выборах политиков, а также вступали в разного рода вооруженные отряды, которые терроризировали население.

Рабы и преступники

Рабы составляли значительную часть населения Римской империи. Нет точного числа рабов, но свободных не было и половины жителей. Полноправными же гражданами являлись лишь немногие из них. При постоянном проведении военных кампаний, массовых разорениях и при сравнительно высокой рождаемости рост количества рабов был обеспечен. Однако среди рабов были не только безграмотные и способные только к тяжелому физическому труду, многие из них были врачами, учителями, управляющими имениями, искусными ремесленниками. Например, известный философ Эпиктет был рабом. Рабы встречались также среди служащих чиновников в государственных учреждениях. Для переписки и издательства письменных трудов также могли использовать труд рабов. Домашняя прислуга в богатых домах также состояла из рабов. Самым незавидным было положение рабов, занятых в сельскохозяйственных работах. Землевладельцы и другие богатые люди, имея в своем распоряжении дешевую рабочую силу, не заботились об улучшении и облегчении труда. Поэтому уделом рабов обычно была тяжелая работа.

Рабство унижало человека. Хозяева настолько привыкали к труду рабов, что сами теряли способность к труду. Тенни на этот счет пишет следующее: «Праздность разъедала свободное население империи. С другой стороны, нравственность и понятие о собственном достоинстве невозможны среди тех, для кого произвол хозяина является единственным законом. Хитрость, ловкость, лесть, обман, притворное послушание стали естественными качествами раба. Во многих семьях рабы становились няньками и воспитателями детей. Им они передавали все свои пороки, обучали их лжи и хитрости. Нравственное разложение сверху донизу пронизывало античное общество».[2]

Конечно, не стоит обобщать. Было много хозяев, которые хорошо обращались со своими рабами, а те в свою очередь преданно служили своим господам. Некоторым рабам даже удавалось скопить некоторое состояние и выкупить себя на свободу. Рабов отпускали на свободу достаточно часто. Вольноотпущенники составляли в римском обществе особую социальную группу. Со временем они были достаточно многочисленны. Благодаря своим талантам быстро достигали статуса в обществе и со временем начали играть заметную роль при дворе императора и в правительстве.

В книгах Нового Завета также освещается проблема рабства. Нигде в Новом Завете рабство не осуждается и не защищается. Читая послания Павла, можно сделать вывод, что верующие были как среди рабов, так и среди рабовладельцев. Павел призывает рабов повиноваться хозяевам, а рабовладельцев не быть жестокими по отношению к рабам. Не оставляет сомнений один факт – распространение христианства привело к постепенному исчезновению рабства.
Отсутствие работы и средств к существованию вело людей к праздности и увеличению уровня преступности. Однако это не говорит нам о том, что все общество было преступным – большое число граждан оставалось честными и порядочными людьми. Однако известно также, что и среди высокопоставленных правительственных чиновников, императоров, сенаторов и среди их окружения было много нечестных людей и отвратительных преступников. Все общество было пропитано злом. Ужасное описание, записанное в Послании к Римлянам, не было преувеличено (Рим.1:18-32). Очень точно подводит итог сказанному Тенни: «Язычество не могло выработать внутри себя никаких средств, сдерживающих моральный упадок общества».[2]

Низшие слоя общества сравнительно легко принимали весть Евангелия, так как они были задавлены экономически. Поснов подмечает следующее: «Они естественно искали хоть минутного забвения тяжестей жизни в мечтах о потустороннем блаженстве, лучшей жизни в другом мире».[1]

Общественные союзы

В тяжелых экономических, политических и социальных условиях люди пытались выжыть путем основания различных союзов, дружеств, товариществ. В то время эти союзы были массово распространены. Существовали ремесленные союзы (цехи кузнецов, среброковачей), союзы по общественному положению (жрецов, купцов, музыкантов). Наряду с этими профессионально направленными союзами были также союзы, которые имели своей задачей социальные цели, такие как кассы больных и умирающих.Таковые были особенно утешительными для бедных. Среди прочих были и религиозные союзы, которые имели своей задачей отправление, совершение культа тем или иным божествам по обычаям их страны. Религиозные союзы были связаны со светскими организациями, что давало жрецам достаточно высокий статус в обществе. Развитие и распространение христианских общин облегчалось благодаря таким союзам. Солидарность людей внутри союзов способствовала принятию Евангелия, которое говорило о единстве людей на основе того, что все согрешили и каждому предлагается прощение. Каждый прощенный человек становится частью единой Церкви.

Нравственные устои

Внимание общества всегда привлекают преступники, а порядочные люди остаются малозаметными. Однако в целом нравственность того времени была существенно ниже, чем в последующих веках. Грозное предупреждение Апостола Павла грешникам, записанное в Послании к Римлянам (Рим.1:18-3:20), первоначально относилось к обществу ранней империи, и все имеющиеся источники подтверждают точность данной Павлом характеристики.

Моральное падение нравов показывало не отсутствие в империи порядочных людей, или что добродетель совершенно исчезла, но то, что была «отрицательная динамика», постоянное движение в сторону вседозволенности и беззакония. Жизнь человека ничего не стоила, а убийства были довольно частыми. Развод считался обычным делом и добиться его было легко. Гандри пишет: «Письменные документы о разводах встречаются чаще всего».[3] Родители избавлялись от нежеланных детей. Тенни пишет об одном известном письме некого Иллариона своей жене Алисе: «Если родишь ребенка и это будет мальчик, то пусть он живет, если же будет девочка, подкинь ее».[2] Подброшенную девочку могли подобрать, чтобы вырастить из нее проститутку. Процветали суеверия, обман и хитрости.

В новозаветных посланиях не скрываются сексуальные грехи. И обычно они стоят в начале перечня порицаемых пороков. Любое проявление моральной деградации связывалось с языческими богами. Языческие религиозные обряды предполагали участие в половых сношениях с храмовыми «девами», что составляло неотъемлемую её часть. Мужская и женская проституция была общепризнанным институтом. Молодые рабыни часто становились жертвами этого разврата. Некоторые мужчины ради заработка могли заставлять заниматься проституцией своих жен и детей. Большинство в обществе считали допустимым педерастию и другие гомосексуальные отношения. Гандри пишет следующее: «Как нам изве¬стно благодаря раскопкам в Помпее, наружные стены домов нередко украшали непристойные росписи и рельефы».[3]

Моралисты того времени поднимали нравственные устои, обличали пороки своих современников. Но эти воззвания не производили глубоких перемен. Языческое общество не было способно исправить себя само. Как отмечает Тенни, «сознание собственного бессилия вызывало пессимизм и депрессию. Безнравственность и жестокость в политике, распущенность в удовольствиях, обман в делах, лицемерие и суеверия в религии делали жизнь в Риме тяжелой для большинства, а для некоторых и вовсе невыносимой».[2] Но Санников утверждает, что, хотя мораль и была низкой, но это было преимущественно в больших городах и торговых центрах.[4]

На фоне этого морального упадка церковь раскрывает свое учение, используя все добрые и приемлемые элементы культурного мира, облагораживая их. Она обогатила свое богослужение, привлекши искусство – архитектуру, ваяние, живопись, музыку, пение. Церковь поднимает мораль, возвышает и облагораживает низшие классы общества, воспитывает дисциплину, строгость, соединенную с мягкостью. Она показывает себя как божественное учреждение, которое может обновить падший мир, привлечь благородных людей.

Быт

Дома

Дома в европейской части империи строили из кирпича, глины, самана. Дом имел мало окон, и они были маленькими, чтобы защитить дом от проникновения грабителей. Для приготовления еды была земляная или сделанная из камня печь. В худшем случае – открытый огонь. Крыши домов были сделаны из черепицы или соломы. Дом освящали масляными светильниками. Отапливали дома благодаря центральной печке и внутренней системе трубопроводов.

Дома в Иудее имели плоскую крышу и строились из глины, перемешанной с соломой. В доме могла быть одна или несколько комнат. Пол делился на несколько уровней. На верхнем уровне располагались постель и другая домашняя утварь. На нижнем уровне мог находится домашний скот или же была площадка для игры детей. Глиняные крыши приходилось часто ремонтировать после дождей. Крыши служили для сушки овощей и фруктов, а также для того, чтобы молится.

Питание

Гандри пишет: «Римляне ели четыре раза в день. Обычное меню включало в себя хлеб, кашу, чечевичную похлебку, козье молоко, сыр, зелень, фрукты, оливки, ветчину, колбасы, рыбу и разбавленное вино. Иудеи ели только два раза в день – в полдень и вечером. У них рацион питания состоял главным образом из хлеба, фруктов и зелени. Мясо, жареное или вареное, как правило, приберегалось для праздников. На сладкое употреблялись изюм, инжир, мед и финики, поскольку сахар был неизвестен. Нередко рыба заменяла мясо. В торжественных случаях пирующие возлежали на подушках; в остальное время ели сидя».[3]

Одежда и мода

Согласно описанию Гандри, мужчины носили туники – похожее на рубаху одеяние, свисающее до коленей. На талии носили ремни, упоминаемые в Новом Завете «пояса» и «опоясания», на ногах – грубые сапоги либо сандалии, на голове — шапки или повязки. В холодную погоду надевали накидки. Цвет этих одежд обычно был белым. Женщины носили короткие туники в качестве нижнего белья и верхние туники, иногда ярких цветов, простирающиеся до земли. В целом палестинская мода тяготела к консерватизму.[3]

Семья

Семья была основной ячейкой общества. В греко-римских семьях было не много детей. Вводились особые льготы тем семьям, которые имели трех и больше детей. За детьми присматривали рабы, что негативно могло влиять на их воспитание.

В Иудее были преимущественно большие семьи. Рождению мальчика были рады больше, чем девочки. На восьмой день мальчиков обрезали и давали имя. Семьи не имели традиционной для нас фамилии. Для этого, как пишет Гандри, они использовали имя отца («Симон, сын Зеведеев»), чтобы указать на религиозные или политические убеждения – «Симон Зилот», род занятий – «Симон кожевник» или место жительства – «Иосиф из Аримафеи».[3]

Когда кто-то умирал, члены семьи раздирали одежды, показывая особое чувство горя, постились. Для совершения погребальных церемоний нанимались профессиональные плакальщики.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Христиане I века, как и в все остальные жители Римской империи, должны были работать ежедневно, чтобы прокормить себя и семью. Экономическое положение общества, развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта и финансов влияло на практику их веры и на проповедь Евангелия.

Земледелие

Римская империя занимала территории, со всех сторон окружающие Средиземное море. Плодородность земель того времени была больше, чем сейчас. В отличие от сегодняшнего состояния климата в северной Африке, тогда не было пустынь и засухи. А земли были заняты под сельское хозяйство, на этих землях выпасали скот, выращивались овощи, фрукты и зерновые культуры. В Италии присутствовали большие имения, сдававшиеся в аренду фермерам. В них выращивались почти все виды плодовых и зерновых культур. Тенни отмечает: «В западных провинциях – Британии, Германии, Галлии – по приказу Августа были сооружены оросительные системы, что дало возможность развивать там земледелие».[2]

Земледельцы могли производить селекцию семян, использовать различные удобрения, обрабатывать зерно химическими составами, защищая его таким образом от насекомых-вредителей. Они знали принципы севооборота и применяли его на практике.

Промышленность

Промышленное производство было развито слабо. Оно ограничивалось маленькими местными мастерскими, чтобы удовлетворить спрос ближайшей местности, так как транспортировка товаров на большие расстояния была чрезмерно дорога. Большинство товаров изготавливалось вручную в небольших мастерских или на предприятиях, где использовали рабский труд. Существовало региональное разделение труда. Тенни сообщает: «Медная посуда изготавливалась в Кампании, полотно и бумага привозились из Египта, гончарные изделия делали на севере Италии. Одежда, мебель, предметы домашнего обихода производились городскими ремесленниками».[2] Можно сделать вывод, что в каждом маленьком поселении были мастерские, которые обеспечивали товарами своих земляков.

Римская империя позволяла себе импортировать предметы роскоши, такие как золото, слоновая кость и редкие породы древесины. Их везли из Африки и стран Востока, жемчуг и драгоценные камни – из Индии, меха привозили из центральной Азии и России, янтарь – с севера Германии. Торговцы, которые занимались поставкой товаров на международном уровне, часто подвергались нападению разбойников. Не взирая на то, что в империи было много хороших дорог, перевозка товаров производилась медленно из-за несовершенства транспортных средств. Доставка по воде осуществлялась по судоходным рекам. Летом также использовали морские перевозки. Товары производились в небольших количествах, так как не было высокой производительности труда и хорошего транспорта.

Финансы

Динарий и фунт были наиболее распространенными денежными единицами в Римской империи. Фунт равнялся сорока динариям. Динарий составлял оплату труда рабочего за день. Эта денежная валюта упоминается в Новом Завете (Мф.20:2). Однако фунт и динарий были не единственными денежными единицами в империи. В денежном обороте присутствовали деньги покоренных государств, а также во многих городах империи могли быть свои монеты. В городах были менялы, которые помогали людям приобретать необходимую валюту. Этот вид деятельности также упоминается в Евангелии в эпизоде с очищением храма Иисусом (Мф.21:12).

Хотя банки были распространены, но их тяжело сравнивать с современными. Чаще всего это были частные компании. Торговые фирмы могли выступать от имени своих клиентов. Банки выполняли следующий спектр услуг: выдавали займы, ссуды, скидки по договору, обмен валюты, выдавались кредитные обязательства. Проценты по займам были от четырех до двенадцати, но процент мог быть и выше. Упоминание в Евангелии: притчи о талантах (Мф.25:25) и минах (Лк.19:13). Эти притчи – еще одно свидетельство широкого применения ссуд под проценты, благодаря которым можно было увеличивать капитал.

Транспорт, передвижение и коммуникации

Управление в огромной империи осуществлялось достаточно эффективно. По большей мере это было благодаря прекрасным дорогам, которые были в свое время лучшими в мире. Эти дороги преимущественно делали прямыми. Возвышенности уравнивали, а через реки строили мосты. Дороги были из камня, который укладывали не шире пяти метров в ширину и с небольшой возвышенностью по центру для легкого стока с дороги излишней воды. Кернс пишет, что дороги того времени уже были бетонными. Они шли через холмы и долины. Римляне старались делать их прямыми.[5]

Из Рима можно было путешествовать по дорогам в любой уголок империи. Эти дороги использовали для перемещения купцы, армии, доставлялась правительственная почта. Для частных писем существовала особая система доставки. Преимущества этих дорог в полной мере использовали первые христиане.

Тенни четко показывает направления главных дорог в империи: «Некоторые из этих дорог были особенно знамениты, как, например, Аппиева дорога («Вия Аппия»), соединявшая Рим с югом Италии. Она шла от Рима через Капую до Брундизия (совр. Бриндизи). Из Брундизия путешественник мог отплыть в Диррахий — порт на западном побережье Иллирика, а оттуда начиналась Егнатейская дорога, пересекавшая Иллирик и Македонию, и шедшая в Фессалонику, а затем в Византий (теперь Стамбул), находившийся на берегу Босфора. Другая дорога вела из Трои на юг, к Эфесу, а затем на восток, через Лаодикию и Колоссы в Антиохию Писидийскую. Оттуда она поворачивала на юг и, проходя через Иконию и Дервию, вновь поворачивала на восток в Тарс и Антиохию Сирийскую. Из Антиохии дороги вели на восток к Евфрату, а затем вливались в торговые пути, идущие в Индию. Вия Фламиния шла в северном направлении на Аримин, а оттуда – в Медиолан. Из Медиолана дороги расходились в Галлию, Германию, Регию и Норик. Вия Клавдия Августа, которую начали строить при Августе (в 15 г. до н.э.), а закончили при Клавдии, соединила Верону с Дунаем. Дороги, шедшие вдоль Дуная, соединяли Верону с Византией.

На запад из Рима шла Виа Аврелия, ведущая в Геную. Оттуда начиналась шедшая в Массилию (Марсель) Виа Домиция. Из Массилии, пересекая Пиренеи, шла Виа Августа, уходившая далее на юг в испанские города Таррако, Кордуба и Гадес».[2]

На севере Римской империи были построены дороги местного назначения. Они были короткими и соединяли города в провинциях Галлия и Британия.

Касательно Палестины, то там слабо развивались торговля, дорожная сеть и коммуникации. Однако были дороги, которые упоминаются и в Деяниях Апостолов. Первая имела направление Иерусалим – Газа, а вторая – Иерусалим – Дамаск, через Иерихон, вдоль Галилейского моря. Именно на этой дороге Павел видел явившегося ему Христа, после чего вся его жизнь изменилась. Еще несколько дорог очень точно описывает Гандри: «Вторая дорога ответвлялась от первой южнее Галилейского моря и вела по западному берегу этого озера в Капернаум. Чтобы обойти Самарию, Иисус часто проходил по этой дороге в Своих странствиях между Галилеей и Иудеей. Однако третья главная дорога вела из Иерусалима прямо через Самарию в Капернаум, и на этой дороге Иисус разговаривал с самарянкой у колодезя Иаковлева.

Четвертая главная дорога шла влоль Средиземноморского побережья от Газы до Тира. Ее ответвление, на котором воскресший Иисус беседовал с двумя учениками, шло от южной части морского побережья через Еммаус в Иерусалим. И наконец, еще одна дорога вела от северной части побережья через Назарет и Капернаум в Дамаск».[3]

Транспорт путешественники выбирали по своим средствам. Были следующие виды транспорта: ослы, мулы, лошади. Бедные граждане ходили пешком. Государственные чиновники и магнаты использовали для своих путешествий легкие экипажи. На пути было достаточное количество гостиниц. Там путники могли остановится на ночлег или покушать. Однако удобных и чистых гостиниц было не много.

Существовали водные пути сообщения. В основном их использовали для международной торговли. Так, с Египта делали поставки зерна для империи. Александрия стала главным портовым городом Египта.

В І веке самые большие торговые суда были именно александрийскими. Их максимальная длина достигала шестидесяти метров. Эти суда управлялись с помощью парусов и весел. Александрийский корабль кроме груза мог перевозить до 1200 пассажиров. Но обычно александрийские суда перевозили зерно, так как они обеспечивали хлебом Рим. В Деян.26 описано путешествие Павла александрийским кораблем.

Кроме гражданских кораблей были и военные. Их меньший вес и управление веслами давали им преимущество в скорости и маневренности. За веслами сидели рабы. Могло быть до пяти рядов весел (галеры). А паруса использовали для походов в открытом море. Когда проходили военные сражения, то для передвижения использовали только весла. Для передвижения по рекам использовали баржи. Этот вид транспорта использовали в основном для грузов, а не для пасажирских перевозок. В Новом Завете этот транспорт не упоминается.

Письма и документы писали на папирусах, керамических черепках, а также вощеных табличках. Для более важных документов использовали кожу и пергамент. Новости могли оглашать путем публичных объявлений, которые вывешивали на специальных досках, через глашатая или от человека к человеку.
В Деяниях описываются путешествия Павла, Варнавы, а также других его попутчиков в Антиохии, Кипре, Ассии и других районах малой Азии, Греции, Италии. Гонсалес пишет: «…возможно, согласно преданию, проверить которое невозможно, до Испании».[6]

Упоминания о миссионерских путешествиях Павла не означает, что он первый доносил весть Евангелия в те регионы. Из Посланий можно узнать, что церковь в Риме основал не Павел. Когда он приехал туда, церковь уже существовала. Рим был не единственным городом в Италии, в котором присутствовали христиане. Небольшие города также были знакомы с этим учением. Среди этих городов был небольшой город Путеол, где Павла встречали христиане во время его прибытия в Италию. Гонсалес пишет: «В Новом Завете много говорится о Павле и о его путешествиях, но в разных землях действовали и многие другие проповедники. Варнава и Марк были на Кипре. Еврей из Александрии Аполлос проповедовал в Ефесе и в Коринфе».[6]

Все три путешествия Апостола Павла показывают, что он перемещался согласно направлениям построенных дорог, чтобы добраться до крупных городов.

КУЛЬТУРА

Культурные достижения

Литература

Во время правления императора Августа был колоссальный подъем в литературе. Поэт Вергилий пишет «Энеиду». Он пытается в этом произведении прославить Рим и показать, что империя имеет божественное происхождение. Его произведения наполнены ожиданием грядущего золотого века, и в одной из Эклог просматривается его знакомство с Ветхим Заветом. Гораций привносит в латинскую поэзию греческие формы. Поэзия Овидия точно описывает моральные взгляды римлян той эпохи. Правление Августа было «золотым веком» для римской поэзии.

После правления Августа вплоть до Нерона не было создано ничего достойного в латинской литературе. При Нероне было два выдающихся писателя: Сенека и Петрония. Сенека был стоиком и учителем Нерона. Он писал философские трактаты, которые посвящал этическим проблемам, и трагедии. Нерон, который имел тягу к поэзии и артистизму, любил Петрония за его суждения и тонкость вкуса. Петроний оставил после себя знаменитый роман «Сатирикон», который признается лучшим источником для понимания того времени.

В конце I века была написана «Естественная история» Плинием Старшим. Он первый, кто попытался научно описать природу. «Естественная история» представляла собой энциклопедический труд. Квинтилиан разрабатывает в это время теорию риторики и грамматики. Также можно вспомнить сатирика Марциала, который писал остроумные эпиграммы.

Начиная со времени правления Нерона в литературе проявляется критика. Историки Тацит и Светоний не идеализируют правителей, но описывают их дела такими, как они были. В этом особенно отличился Тацит. Он показывает в «Анналах» и «Истории» свое недовольство системой принципата. Децим Юний Ювенал пишет сатиры, показывая изъяны в поведении и морали своих современников. Несмотря на преувеличения, к которым Ювенал прибегал, можно сделать вывод о нравственном разложении правительственных верхов Рима.

Искусство и архитектура

Императоры, желая оставить после себя память, вели постоянное строительство в Риме. Римляне широко применяли уже известные на то время знания в декоративном искусстве, а также в создании монументальных архитектурных сооружений. Они развивались в технике строительства: использовали арочные перекрытия, для строительства применяли кирпич и цемент. Во многих местах были построены мосты, амфитеатры, акведуки, бани. Некоторые из этих сооружений стоят и сегодня.

В скульптуре у римлян преобладал портретный жанр. Известно множество созданных ими скульптурных изображений императоров, полководцев, политиков. Сохранилась погребальная резьба на гробницах и саркофагах, многочисленные барельефы, бюсты и конные статуи, а исторические скульптуры, такие как Арка Тита в Риме, были широко распространены.

Музыка и театр

Музыку и театр использовали для развлечения толпы. Постановки в театре часто были низко нравственными, что было отражением разложения в обществе, и способствовало ему в этом. Фарсы и комедии были грубыми и вульгарными, они показывали самые низменные стороны жизни и отличались цинизмом и развращенностью. Римский театр кардинально отличался от античного театра Эсхила, Софокла и Еврипида. Их трагедии были наполнены глубоким философским и богословским смыслом.

Музыка была разной. Ее исполняли на флейте, свирели, на ударных и медных инструментах, а наиболее популярными были лира и арфа. Музыка обычно звучала во время религиозных обрядов и процессий. Аристократы любили, когда музыка исполнялась во время разнообразных развлечений.

Арена

Амфитеатр оказывал наиболее пагубное влияние на публику. Императоры и кандидаты на политические должности, стремились завоевать расположение толпы. Для этого они могли использовать арену для показа кровавых состязаний, где заранее подготовленные рабы-гладиаторы, пленные, заключенные, а иногда и наемники, сражались друг с другом или с дикими зверями. Почти все выступавшие погибали, будучи растерзанными зверями или убитыми другими участниками этих состязаний. Лишь некоторые выживали на протяжении нескольких лет и могли уйти в отставку. Подобные выступления приучали людей к кровопролитию и разжигали у них жажду крови. Римская сцена воспитывала развращенность, а арена – жестокость.

Языки

В Римской империи I века были распространены четыре основных языка: латинский, греческий, арамейский и древнееврейский. Латинский использовался как официальный язык империи. На этом языке велось все судопроизводство, а также историки, поэты, писатели использовали его для написания своих трудов. Он был также разговорным в Италии, Северной Африке, Испании, Галлии, Британии. Народы этих государств, а также завоеванных ими, вносили в латынь элементы своих языков. Тенни пишет: «Трансформированная подобным образом латынь стала основой для многих современных европейских языков».[2]

Греческий язык стал международным языком торговли и дипломатии. Этому во многом поспособствовала греческая культура, называвшаяся «эллинизм». Эллинизм быстро распространился благодаря обширным колониям во времена Александра Македонского,и международной торговле. Уже к новозаветнему периоду греческий язык утвердился в качестве разговорного языка рабов и свободных. Только высшие слои общества использовали латынь. Греческий язык также являлся языком античной культуры. Его знали и использовали образованные люди империи для чтения античных трудов. Этот язык был разговорным для многих восточных провинций. В Палестине он также был широко распространен. Скорее всего, Иисус и Его ученики говорили на нем, когда общались с язычниками.

Арамейский язык был общепринятым среди народов Ближнего Востока. Павел, быв схвачен в Иерусалиме, обращался со словами защиты к иудеям на этом языке (Деян. 22). Некоторые цитаты из Евангелий (Ин.1:42, Мк.7:34, Мф.27:46) говорят о том, что Иисус тоже говорил на этом языке. Этот язык могли использовать первые христиане. Близким к арамейскому был еврейский язык. Однако его перестали использовать еще во времена Ездры. Еврейский язык изучали священники и книжники для использования его во время проведения богослужений и в богословских диспутах. Простой народ его не понимал.

В Евангелии от Иоанна 19:20 записано, что на табличке, которая была прибита над головой Иисуса, было написано по-еврейски (по-арамейски), по-гречески и по-римски. Эти три языка широко были распространены и общеприняты в Палестине.

Знание международных языков, таких как греческий и арамейский, дало возможность христианам легко общаться со всеми народами Римской империи и быстро распространять Евангелие. Латынь и еврейский языки не сыграли важной роли в развитии Церкви в I веке. Тенни пишет: «Предание говорит, что в середине I века некоторые из самых ранних записей слов Иисуса были сделаны на арамейском языке. А наука располагает неоспоримыми доказательствами того, что весь Новый Завет почти с самого начала циркулировал в рукописях на греческом языке».[2]

Наука и образование

Зеленский выделяет три основных фактора, которые влияли на готовность язычников к принятию Евангелия: языческие религии, философские школы и наука. В дальнейшем мы рассмотрим эти три фактора.[7]

Наука

Римляне слабо интересовались и развивали науку в I веке. Те открытия в области строительства, в военном деле, которыми пользовались римляне, были сделаны греками.

Греки много своих достижений в науке сделали до прихода Христа. Одной из таких отраслей в науке была геометрия. Геометрию начинали развивать и применять еще в Вавилоне и Египте, а в Грецию, по преданиям, геометрия попала через Фалеса Милетского. Но именно в Греции она была поднята на высокий уровень. Эвклид Александрийский в своем труде «Начало» (300-е гг. до н.э.) изложил систему геометрии.

Прекрасные открытия сделал Архимед (287-212 гг. до н.э.) в физике и механике. Он разработал теорию рычага и установил закон гидростатики, использовал метод бесконечно малых величин. Этот принцип заложен в основу дифференциального и интегрального исчисления. А его технические изобретения применяли при обороне Сиракуз от римлян.

Астрономия была одной из наиболее развитых среди наук в дохристианском мире. Греки уже в IV веке до н.э. считали землю шаром, который крутится вокруг своей оси. Около 160 г. до н.э. Гиппарх, разработавший методы как планиметрии, так и сферической тригонометрии, вычислил размеры Луны и ее расстояние до Земли. Тенни пишет: «Эратосфен Александрийский (273-192 гг. до н.э.) вычислил длину окружности Земли, причем, несмотря на неточность измерительных приборов, сделал это с удивительной точностью».[2] А Гандри выделяет следующее: «В III веке до Р.X. Эратосфен, книгохранитель из Александрии, учил, что Земля круглая, и измерил длину её окружности, получив величину 38 600 км (всего на 1400 км меньше современных данных), а для расстояния от Земли до Солнца — величину 148 000 000 км (по современным данным, 150 000 000 км). Он также выдвинул гипотезу о существовании Американского континента».[3] Очень быстро развивалась география. Этому способствовали далекие путешествия морскими путями, военные кампании. Тенни пишет: «В космологии того времени преобладало представление, что Земля находится в центре мироздания. Вокруг нее вращаются планеты и звезды. Птолемей Александрийский (127-151 гг. н.э.) написал свой знаменитый труд, который оставался главным авторитетом в этой области до открытий Коперника. Он же создал географические карты всех известных в греческом мире земель».[2]

Повсеместно развивалась медицина. В Тарсе Киликийском существовал известный университет, который был связан с больницей при храме Эскулапа. Во время царствования Августа в Риме была основана первая школа греческой медицины. Личный врач Тиберия Цельс написал трактат по хирургии. В этом трактате можно найти широкие познания в сфере медицины. Еще один врач, Диоскорид, в своих работах описал около шестисот лекарственных растений. Особый вклад для истории медицины сделал Гален (129-200 гг. н.э.). Он систематизировал медицинские знания античности, известные на то время. Гален также сделал много открытий в медицине и биологии. Не взирая на то, что его идеи были ошибочными, многие использовали эти труды до эпохи Возрождения.

Медицина, при всем своем несовершенстве, также имела успех в своем развитии. В частности, большие успехи были в области хирургии. Уже в это время выполняли операции на черепе, проводили ампутации и трахеотомию. Однако, для обезболивания во время операций не было эффективных приемов. Поэтому хирурги были в основном молодыми, чтобы уметь держать руки без дрожания во время операции.

Гандри пишет о видах медицинских инструментов: «Использовались разнообразные медицинские инструменты, такие как ланцеты, иглы для наложения швов, элеваторий (подъемник) для вдавленных фрагментов черепа, различные виды щипцов, катетеров, шпатели для осмотра горла, инструменты с храповым механизмом для растяжения анатомических проходов и каналов при внутреннем осмотре. В стоматологии применялось пломбирование зубов золотом. Вставные зубы изготовлялись из зубов умерших людей или животных. Иногда пользовались зубным порошком для чистки и шлифовки зубов».[3]

Римляне не проводили глубоких научных исследований и не привнесли существенный вклад в науку. Была попытка собрать и систематизировать научные данные у Плиния Старшего. Он написал книгу «Естественная история», которая состояла из тридцати семи томов. «Естественная история» представляла собой энциклопедию естественно-научных знаний того времени. В ней находилась информация из разных сфер. Несмотря на такой обширный и весомый труд, информация, которая находилась в нем, порой не была достоверной.

Евреи в I веке также проявляли не большой интерес к наукам. Не было сделано новых открытий в точных и естественных науках. Христианская Церковь, которая была занята проповедью Евангелия, уделяла время для углубления знаний по этике и религии. Но она не была против развития науки. Церковь понимала, что изучение книг Священного Писания и откровения Святого Духа не противоречит научным исследованиям через рассматривание творений. Эту мысль Павел записал в Послании к римлянам 1:20: «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы».

Образование

В Римской империи не существовало системы обязательного образования детей, подобной нашей. И только во время кесаря Веспасиана начали обращать внимание на уровень народного образования. В римской семье первым детским учителем был раб. В его обязанности входило водить детей в городскую школу, которые были частными. До совершеннолетия дети были под опекой раба-наставника.

Методы обучения в этих школах были примитивными. Детей заставляли зазубривать материал. За невыполненное задание они могли подвергаться телесным наказаниям. Сами педагоги не отличались высоким интеллектуальным развитием. Школы зачастую находились в общественных местах, недалеко от рынков и лавок. Помещения для классов были холодными и неуютными. Подручных материалов, таких как классные доски, плакаты, не было.

Ученики должны были взять для себя практические навыки. Основными предметами в курсе обучения были чтение, письмо и умение считать. Также ученики изучали наизусть длинные отрывки произведений греческих и латинских поэтов. После этого они декламировали их с выразительностью, а впоследствии и сами составляли речи для выступлений перед публикой. Стюарт Холл пишет, что среди первых христиан небыло единого мнения по отношению к этим школам. Некоторые критиковали их и не хотели отдавать своих детей на обучение. А некоторые христиане видели преимущества образования в этих школах. И некоторые учителя-христиане специально шли преподавать в этих школах, чтобы влиянием способствовать в распространении благой вести.[8] Дети из богатых семей могли себе позволить обучение в знаменитых университетах Афин, Родоса, Тарса или Александрии. Кроме философских программ в университетах люди могли слушать лекции странствующих философов. Еврейские мальчики учились примерно по такой же схеме. Их обучали читать и писать по Ветхому Завету, они изучали иудейские предания и богослужебные ритуалы. Обучение велось на древнееврейском и греческом языках. В редких случаях они могли читать языческую литературу. Способные ребята могли пойти для дальнейшего образования к известному раввину. Это давало возможность таким ученикам стать учеными. Одним из таких учеников был Апостол Павел. Он учился «при ногах Гамалиила» по строжайшему закону его отцов (Деян.22:3).

Нет достаточных данных, чтобы говорить об универсальной системе образования по всей Римской империи. Скорее всего, каждый город имел свои особенности образования. Но на примере Египта можно говорить, что писать и читать могли даже люди низших классов, что подтверждается папирусами. Тинни отмечает следующее: «Вероятно, средний уровень просвещения в ранней империи вполне сравним со средневековым уровнем или даже с уровнем Европы XVIII столетия».[2]

Религия

Иудея

Покоряя народы, римляне не притесняли их в отношении религии и обычаев. Они были терпимы к ним. В 63 году до Р.Х. был свергнут последний из Маккавеев – Аристовул II. Вскоре после этого правительство Рима дало наследникам Маккавеев определенную самостоятельность. Римляне раздали им титулы первосвященников и этнархов, чтобы контролировать ситуацию в Палестине. Царь Иудеи, Ирод Великий, имел жену, которая была из Маккавейского рода.

Ирод, продолжая политику Рима по отношению ко всем захваченным территориям, пытался эллинизировать Иудею. Для этого он строил храмы во славу Рима и Августа в Самарии и Кесарии. Попытка повесить римского орла над входом в храм увенчалась бунтом. Ироду пришлось жестоко подавить бунт. Цари после Ирода Великого продолжали политику эллинизации. Они строили новые города и способствовали иммиграции язычников.

Подобные действия со стороны правителей приводили к постоянным восстаниям. В одном городе недалеко от Назарета, в котором проживал на то время маленький Иисус со своими родителями, вспыхнул бунт против сына Ирода Архелая. Бунт подавили, город был разрушен и в этом городе распяли около двух тысяч евреев. Гамалиил называет этот бунт бессмысленным (Деян.5:37). Существенную роль в сопротивлении римским властям играла радикально настроенная партия зилотов. При их участии поднялся бунт в 66 г. по Р.Х. Для подавления этого бунта также были направлены войска Рима. В результате в 70 году был захвачен Иерусалим и разрушен храм. Крепость Массада была последним городом, который пал во время этого сопротивления.

Во время этих событий получили известность фарисеи. Эта партия играла в дальнейшем ключевую роль в развитии иудаизма. Фарисеи, в отличие от саддукеев, не были связаны с властями и не имели от них поддержки. Фарисеи имели перед собой цель – соблюсти закон. Они писали как правильно понимать и применять закон касательно всевозможных обстоятельств в жизни. Из-за этого они были обвиняемы в формализме. Однако фарисеи понимали, что если они ничего не сделают, чтобы укоренить и закрепить свою веру в жизни иудеев, то потеряют свою национальную идентичность в условиях наступающего эллинизма. Фарисеи также верили в воскресение мертвых и существование ангелов, во что не верили саддукеи.

Саддукеи были одной из политически-религиозных партий Иудеи. Они принадлежали к еврейской аристократии и придерживались консервативных взглядов как в политических, так и в религиозных вопросах. Центром особого их внимания был храм. Для поддержания храма саддукеи искали финансовой поддержки римлян, а последним нравился их политический консерватизм. Многие взгляды фарисеев саддукеи отвергали как необоснованные нововведения.

Подобное противостояние взглядов можно проследить у фарисеев и Иисуса, а также Его последователей. Эти противостояния указывают скорее не на кардинальное различие, а наоборот – схожесть во взглядах. Иисус со Своими учениками чаще сталкивался с фарисеями, чем с саддукеями.

В иудаизме I века были также другие ответвления и группы. Одной из них были ессеи. Способ их жизни был аскетический. Многие считают, что ессеи могли быть теми, кто оставил после себя рукописи Мертвого моря. Они строго повиновались Закону. Для этого они уединились от остального общества и готовились к скорому концу мира.

Гандри пишет: «С другой стороны, наличие различных тенденций, группировок и сект не должно заслонять от нас двух основополагающих принципов, объединявших всех евреев: этического монотеизма и эсхатологической надежды».[3] Этический монотеизм подразумевает поклонение одному Богу и правильные отношения между людьми. Разные группировки могли понимать эти отношения по-разному, но все почитали единого Бога всем сердцем.

Эсхатологическая надежда означала, что все группировки ожидают Мессию и новое царство мира и справедливости, установленное в Израиле. Одни ожидали Божьего Провидения в этом вопросе, а другие – активно действовали силой оружия. Но и те, и другие ожидали исполнения Божьих обетований.

Саддукеи, будучи активно задействованными в политике, после захвата Иерусалима и разрушения храма распались как организация. А фарисеи начали заниматься исключительно вопросами религиозного характера и не составляли опасность для Рима. Впоследствии они оказали ключевую роль в развитии богословия современного иудаизма.

Иудейская диаспора

Все большее количество иудеев начинает поселяться за пределами Палестины. И уже ко времени рождения Иисуса число евреев за пределами Иудеи становится значимым. Их поселения находились в Месопотамии, Египте, Персии, а также во всех крупных городах Римской империи. Этих евреев, которые проживали по многим странам, называют "диаспорой", или "рассеянием".

Именно иудейская диаспора приняла активное участие в развитии христианской Церкви. Через диаспору христианское учение проникало на новые территории и укоренялось там. Благодаря диаспоре Ветхий Завет был переведен на греческий язык.

В диаспоре иудаизм столкнулся с эллинистическим влиянием сильнее, чем в Иудее. Так, в Александрии в иудаизме появляется движение, которое продвигало идею совместимости иудаизма с греческой культурой. Филон Александрийский писал о том, что иудейские мудрецы писали раньше греческих. И последние перенимают мудрость иудеев. И работы философов согласуется с Писанием, только Писание написано иносказательно, и для его понимания нужно использовать аллегорический метод толкования. Филон пытался показать, что нет разницы между Богом иудеев и Абсолютом греческих философов. И нравственные поучения одних и других также схожи.

Греко-римский мир

Рим смог добиться небывалого единства в политической сфере во всем Средиземноморском бассейне. Несмотря на то, что регионы империи могли иметь собственные законы и обычаи, однако в общем без излишнего насилия достигалась политика единообразия.

Церковь в это время зародилась и развивалась в условиях распространенного римского закона и пленившей все страны Европы греческой культуры. Первые христиане путешествовали по всей империи, зная, что на территории империи установлен порядок, закон защищает их права как граждан и они не боялись бандитов и местных военных действий. Дональд Гатри пишет, что римские власти не участвовали в гонениях на христиан. Например, в Ефесе к Павлу относились хорошо. И что каждый раз гонения на христиан начинались с инициативы евреев. Но после 64 г. со времени правления Нерона гонения начинаются со стороны Рима.[9]

Для морских путешествий самым опасным была плохая погода. До времени начала зарождения христианской церкви, за несколько десятилетий, на территории Средиземного моря моряки боялись встречи с пиратами. Но спустя это время морские поездки стали намного безопаснее. Мощенные дороги также были безопасным местом для путешествий даже до самых отдаленных районов. Дороги хорошо охранялись, и торговцы могли спокойно двигаться в любом направлении. Зачастую весть Евангелия попадала на новые территории не за счет миссионеров или служителей, а за счет торговцев, рабов и простых людей. Подобные политические условия давали возможность христианству шириться и развиваться.

Но были факторы, которые могли серьёзно повредить молодой Церкви. Рим продвигал политику религиозной унификации. Это предполагало смешение религий в один синкретический котел, и необходимость поклонения императору.

Римский пантеон богов уже был насыщен всевозможными богами и Сенат был не против добавлять туда других богов. В Риме был даже построен храм всех богов. При этом смешении иудеев не вписывались в общую картину синкретизма и их считали фанатиками, которые поклоняются только одному Богу. На них смотрели как на нездоровый элемент общества и впоследствии хотели их уничтожить.

Гонсалес пишет: «Синкретизм тех времен можно усмотреть и в том, что современные историки именуют "мистическими религиями", с их поклонением не богам Олимпа, а другим более "личным" божествам».[6] Раньше люди принимали религию своего народа. После того, как Александр Македонский покоряет народы, а после него это делает Рим, то происходит следующее: люди принимают религиозные верования не той местности, в которой родились, а в результате посвящения. Большинство этих культов основывались на мифах о происхождении мира, о поддержании жизни и о жизни божества. Гонсалес пишет: «Из Египта пришел миф об Исиде и Осирисе, объяснявший плодородие Нила и плодородие вообще. Греция дала обряды, которые с незапамятных времен совершались возле Афин. В армии был распространен культ Митры – бога индоиранского происхождения. Другие исповедовали семитский культ Великой матери Кибелы».[6] В результате смешения эти религии настолько переплелись, что уже очень сложно разобраться какие религиозные учения и каким образом могли проявляться в конкретном случае. И так как божества мистических религий были похожи в разных религиях, то люди брали элементы одних культов и привносили их в другие.

Однако гонения на христиан начались по другой причине. В то время для укрепления авторитета императора и могущества империи было придумано поклонении императору, который правил в данный момент. Ставились жертвенники, на которых люди должны были кадить фимиам перед изображением кесаря. Каждого, кто осмеливался не делать этого, осуждали как предателя и бунтаря. Христиане, которые не кадили кесарю и таким образом свидетельствовали о своей вере, начали подпадать под осуждение и гонение.

Христиане для более эффективного распространения своей веры в условиях эллинистической культурной использовали два философских течения: платонизм и стоицизм.

Сократа обвиняли в совращении молодежи и за это его казнили. Платон, чтобы оправдать своего учителя Сократа, пишет диалоги. И уже в I веке Сократ считался великим мудрецом античности. Многие философы, включая Сократа и Платона, поддавали критике поклонение богам. Они говорили, что есть существо, которое несомненно совершеннее старых богов. Сократ и Платон также верили в бессмертие души. Платон утверждал, что высоко над этим преходящим миром существует высший мир истины. Христиане могли использовать труды этих ученых для того чтобы снять с себя обвинения в невежестве и неверии, а также для подтверждения существования высшего и лучшего мира. Сначала христиане использовали эти философские идеи для распространения Евангелия язычникам, но позже эта философия начала влиять на понимание ими истин Писания.

Нечто похожее случилось и с учением стоиков. Эта школа зародилась позже платонизма. Ее представители придерживались высоких моральных норм. Гонсалес пишет: «Ранние стоики – в III веке до Р.Х. – были материалистами, верившими, что все порождается творческим огнем, и детерминистами, твердо убежденными, что единственная их задача – научиться признавать неумолимые законы, управляющие мировыми событиями».[6] Во время зарождения христианства в стоицизме появились религиозные идеи, и некоторые представители стоицизма говорили об использовании своей мудрости для управления ходом событий. Они проповедовали, что для приобретения счастья нужно придерживаться законов природы и соответствовать им. Не много знающие являются мудрыми людьми, а те, кто живет согласно с универсальным законом. И только в этом случае человек может принимать мудрые решения. У тех, кто живут так, утихают страсти. Жизнь без страстей или апатия – идеальное состояние. Человек должен развивать в себе четыре добродетели: нравственное восприятие, мужество, самоконтроль и чувство справедливости. Приобретая это, человек обретает мудрость, теряя хотя бы что-то одно – путь к неудаче. В религии стоики усматривали не наставление на путь добродетели, а возможность выпросить у богов исполнения своих. Гонсалес пишет: «Отвергали они и традиционную местническую узость ранней греческой культуры, подчеркивая универсальность закона разума и называя себя гражданами мира».[6]

Моральная составляющая этой философской школы также была полезной для христиан, потому что их мораль и критика многобожия редко поддерживались в обществе. Единство людей в Церкви из многих народов служит доказательством единства всего человечества, о котором рассуждали стоики. Гонсалес пишет: «Вскоре учение стоиков о естественном законе как руководстве к мудрости было принято христианскими апологетами и моралистами, утверждавшими, что христианская жизнь соответствует этому закону».[6] Во время предвзятого отношения и гонений на христиан, они показывали стойкость, которую стоики выдвигали как идеал состояния человека. А аргументы против поклонения языческим богам, употребляемые стоиками, христиане использовали в своих апологетических проповедях.

Таким был мир, в котором зародилось христианство. Римская империя и эллинистическая цивилизация предоставляли возможности для провозглашения новой веры и вместе с тем таили в себе препятствия и даже угрозу.[6]

Третьей философской школой того времени было эпикурейство. Это название пошло от Эпикура, который в 306 г. до Р.Х. основал свою школу. Суть этого учения сводилась к получению удовольствия в жизни, что нравилось многим. Эпикурейцы были атеистами, хотя они и не отвергали существование богов. Но эти боги были настолько отвлеченными от нашего мира, что их не заботила судьба людей. Они отвергали понятие греха и не верили в последний суд. Понятие бессмертия также не существовало, потому что атомы, из которых складывается тело, не имело настоящей жизни. Поэтому эпикурейцы высмеяли Павла, когда он проповедовал им о Христе и воскресении (Деян.17:32).

ВЫВОДЫ

На основе вышеизложенной информации можно подвести некоторые итоги развития христианства. Хотелось бы отметить как положительные факторы, так и отрицательные.

К положительным факторам можно отнести то, что ко времени начала развития Церкви языческий мир был приготовлен Богом к проповеди Евангелия. Это можно проследить через все сферы жизни в Римской империи. Единое политическое, культурное, экономическое и социальное пространство стирало любые ограничения, которые существовали буквально за несколько десятилетий до этого периода. Также немаловажным фактором был единый международный язык. Христиан могли понимать люди как высоких сословий, так и низких, как на востоке Римской империи, так и на её западе.

Еще одним фактором, способствующим развитию христианства, было постоянное завоевание Рима. Многие языческие народы теряли веру в своих «мертвых» богов, которые не могли защитить их от завоевательных кампаний Рима. Этот духовный вакуум заполняла вера во Христа. А культ императора, который поддерживался Римом, показывал уязвимость Римской империи.

Говоря об отрицательных факторах, нельзя забывать о том периоде, в который возникло и развивалось христианство. Представители христианского учения были «детьми своей эпохи». Они жили в то время, когда античная философия начинала смешиваться с богословскими идеями христианства. Хотя эпоха требовала от них философского обоснования христианских доктрин, перед христианами стояла задача переосмысления и защиты Евангелия от античной философии.

Как уже говорилось выше, некоторые христиане смешивали христианство с античной философией для того, чтобы привлечь к Евангелию языческих жителей эллинистического мира. Это было их самой большой ошибкой, потому что они пытались смешать две несовместимые вещи и сами часто вдавались в философствование более, чем в богословие.

Но все же при всех этих недостатках хотелось бы отметить, что Римская империя была удобным средством для распространения Евангелия. Христианам удавалось добиться цели и положить начало зарождения веры во многих городах Римской империи, используя при этом все преимущества, которые предоставляла на то время культура. В особенности деятельность Апостола Павла была ярким примером успешной проповеди христианства язычникам: «…для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор.9:20-22), а также «Я должен и Эллинам, и варварам, мудрецам и невеждам…» (Рим.1:14-15). Он использовал любые возможности, в том числе и культурные особенности народов, к которым шел, чтобы донести весть Евангелия.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Путешествия Павла:

http://wol.jw.org/ru/wol/ml/r2/lp-u/33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] М. Э. Поснов, История христианской Церкви. (До разделения Церквей - 1054 г.), М.: Высшая школа, 2005. - 648 с. - (Классика философской мысли).
[2] M. C. Tenney, New Testament Survey, Wm. B. Eerdmans Publishing Co. Translated and produced in the Rushian language in 1988, by permission of Eerdmans Publishing Co. , 1961.
[3] Гандри, Обзор Нового Завета: пер. с англ. - СПб.:, Христианское общество "Библия для всех", 2001.
[4] С. В. Санніков, Огляд історії християнства: Навч. посібник., - К: Світ знань, 2007. - 720 с..
[5] Э. Кернс, Дорогами христианства, М.: "Протестант", 1992.
[6] J. L. Gonzalez, The story of christianity Volume 1 The early Church to the Dawn of the Reformation, 1984.
[7] Ф. Ф. Зеленский, История античных религий: Древнегреческая религия. Религия Эллинизма. Рим и его религия. Римская империя и христианство. -, Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 478 с. - (Золотой фонд).
[8] С. Д. Холл, Учение и жизнь ранней церкви/ Пер. с англ. -, Новосибирск: Посох, 2000. - 324 с..
[9] Д. Гатри, Введение в Новый Завет: пер. с англ.; предисл. Н. А. Александренко. -, Одесса: "Богомыслие", 1996. - 800 с..

* * *

Автор – Алексей Сайко

Поделиться:
просмотров: 273
 

Нове на сайті

  15.01.2017 Анонси подій
   
  15.01.2017 Третій конгрес адвентистів-підприємців (Вінниця, 16-20 листопада) (ВІДЕО)
  14.01.2017 "День за днем", №517
    Каталог файлів
  14.01.2017 Оксана Козунь про кохання і нові кліпи (ВІДЕО)
  14.01.2017 Гурт ManSound про свою творчість і справжню дружбу (ВІДЕО)
  14.01.2017 Что Эллен Уайт пишет о питании во время беременности
  14.01.2017 Пастор-марафонец Денис Медведев: «Для здоровья лучше просто бежать, чем бежать с целью кого-то обогнать»
  12.01.2017 Цукровий діабет: причини, симптоми та лікування (ВІДЕО)
  12.01.2017 Ірина Федишин про свою сім’ю і духовність (ВІДЕО)
  12.01.2017 Програма туру по місцях Реформації
    Каталог файлів
 

Події Церкви в Україні

  17.01.2017  На Тернопільщині адвентисти відвідали виправну колонію, де пропагували заняття спортом і здоровий спосіб життя
  17.01.2017  Адвентисты подарили праздник маленьким жителям Славянска
  17.01.2017  Дети в черниговском арт-кафе МАК показали свое творчество и ответили на вопросы о Рождестве
  17.01.2017  Участники каникулярной школы в Ромнах узнали, кто из рожденных на земле является «Самым-самым»
  17.01.2017  В рамках проекта R-500 более 100 детей из социально незащищённых семей посетили рождественский праздник в Никополе
  17.01.2017  На рождественских мероприятиях в Харькове христиане показали спектакль о Христе, послужили детям-инвалидам и детям из социально незащищенных семей (хроника)
  17.01.2017  На Луганщине адвентисты из пансионата «Айдар» познакомили сельских и городских жителей с библейской историей спасения
  16.01.2017  Англійський педагог розповів, як правильно викладати