Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине
 
Головна Основи віри Служіння Структура Церкви Історія АСД
 
 

01.03.2017  Аналітика

 

«Холода Скифии пылают жаром веры». Скифы и сарматы были христианами до крещения Киевской Руси

Существует мнение, что распространение христианства на Руси берет свое начало от крещения князем Владимиром киевлян в 988 г. Но исторические летописи повествуют о значительном распространении христианства на этих землях задолго до этого события. В частности, Евсевий Иероним (340–420 гг.) повествует о том, что «христианство распространяется во всем мире, так что даже гунны изучают Псалтирь, а холода Скифии пылают жаром веры».

В 2013-м году Украина праздновала 1025-летие крещения Руси князем Владимиром. Это событие упоминается в единственном историческом документе — в «Повести временных лет». Интересно, что ни в одном другом источнике, в том числе и иностранном, нет никаких сведений относительно христианизации Руси в Х веке н. э. Польские, чешские, немецкие источники, не говоря уже об итальянских или французских, ничего не сообщают об этом событии. Но самое интересное, что даже в византийских источниках не упоминается такое важное событие, как крещение огромного государства при князе Владимире [1, с. 37].

При этом о широком распространении христианства еще в I–IV вв. н. э. на территории современной Украины свидетельствуют многие историки и отцы Церкви того времени. Это также утверждал и митрополит Украинской православной церкви Илларион (Огиенко): «Христианство привилось на украинской земле еще в апостольский век, и это христианство уже никогда потом не исчезало c нашей земли» [2, с. 5].

Самое раннее упоминание о распространении христианства на украинских землях принадлежит Тертуллиану. Впоследствии о принятии христианства народами, жившими на территории современной Украины, в частности скифами, сарматами, готами, писали в своих произведениях Афанасий, Иоанн Златоуст, Епифаний, Феодорит, отец церковной истории Евсевий; Гермий Созомен, Ипполит Портуэнский, Дорофей Тирский. Обращаясь к их высказываниям, любой христианин может проверить, на чем основана его вера: на авторитете Библии или на человеческих традициях и идеях. Соответствует ли она вере первых христиан?

Народы, проживавшие на территории Украины в первые века нашей эры

Народы, которые проживали на территории современной Украины в начале нашей эры, известны из греко-римских произведений под разными названиями: скифы, сарматы, гунны, анты, готы, склавины. Но часто скифами называли готов, антов, гуннов, и наоборот. «Во многих случаях украинскому исследователю Брайчевскому удалось доказать, что под безликим именем скифов подразумевались именно наши предки» [3, с. 11]. «Древнегреческие авторы называли нашу страну Скифией, а ее население — скифами по чисто географическому признаку, независимо от этнического определения. Славянские племена также обозначались этим именем, что хорошо фиксируется со времен Геродота» [4]. Скифы и сарматы не были покорены Римом и, естественно, были вне сферы влияния государственной церкви, которая, перейдя под контроль государства, смешалась в учении с язычеством. Поэтому они еще долго сохраняли апостольское учение и соблюдали все заповеди Божии.

Проповедники Евангелия в I–IV вв. н. э.

Епифаний Констанцский (314–367 гг.) отмечает: «Старец Авдий был изгнан и сослан царем в пределы Скифии. Пребывая там и идя вперед, в самую внутренность Готии, он провозгласил христианское учение многим готам» [5, с. 246]. В 310 г. среди скифов проповедовали миссионеры из Иерусалима: Василий — в Херсонесе, Ефрен — в Скифии. Вскоре они были подвержены истязаниям язычниками. После этого из Иерусалима прибыли другие миссионеры: Евгений, Елипид и Агафодор. Их проповеди были настолько влиятельными, что вскоре возникла потребность в еще большем количестве миссионеров. Также известны имена Авдия, Ульфилы, Селены, Марены [6, с. 27].

Евсевий Памфил в «Хрониках» пишет: «От Равенны и до Фессалоники, склавов, араров, скифов, до реки Данувия занимают церковные границы епископов» [5, с. 667]. Он называет первым епископом среди скифов Теофила Скифского. Он принимал участие в I-м Вселенском соборе. Епископ Макарий (Булгаков) вспоминает двенадцать выдающихся скифских епископов III–VII вв. Христианство на наших землях настолько возросло и окрепло, что отсюда начали посылать епископов для других церквей. Один из них, Силуан, был епископом в Сирии [6, с. 26]. О количестве христиан М. Брайчевский пишет: «Сосланный в Херсонес (Севастополь) Климент Римский в 99 г. н. э. нашел в Крыму уже две тысячи христиан в разных местах как результат проповеди апостола Андрея» [3, с. 13].

Верность христиан Божьим заповедям в Скифии и Сарматии

Феодорит Кирский (386–457 гг.), один из самых образованных богословов V века, автор «Церковной истории», источниками для которой служили сочинения Евсевия, Руфина, Филосторгия, Евстафия, Афанасия, сообщает о епископе Бретаниона, который «правил городами всей Скифии» [5, с. 296]. Также он писал, что миссионеры «принесли всем людям евангельские законы и убедили принять закон Распятого не только римлян и подвластные им народы, но и племена скифские и савроматские» [5, с. 300].

«К скифам и другим варварским народам законы перешли после их [апостолов] смерти, и, несмотря на противодействие всех, не только варваров, но и самих римлян, [законы] продолжали сохранять одинаковую силу» [5, с. 239]. Слова Феодорита свидетельствуют об изменении христианского учения в империи, когда Константин в 321 г. ввел официальное празднование дня солнца (сегодня — воскресенья), тогда как днем Господним, согласно библейскому учению, всегда была суббота. Но на территории Скифии Божьи заповеди не были забыты или отменены, а «продолжали сохранять одинаковую силу».

Во все времена верность Божьим заповедям была «лакмусовой бумажкой», которая показывала различие между истинным и ложным христианством. Христиане готовы были умереть, но не отречься от своего Господа, нарушая Его Десять заповедей. В истории осталось имя вождя народа антов Божа, которого вместе с сыновьями и семьюдесятью старейшинами в 372 г. готы-язычники распяли на крестах как христиан за отказ нарушить Божьи заповеди и поклоняться идолам. А минологий императора Василия II содержит рассказ об учениках Андрея — Инне, Римме и Пенне, которые происходили из «Скифии, страны северной» и учили скифов соблюдать все, что Христос заповедал им, и многих окрестили. Позже они были преданы казни — их привязали к столбам, вставленным в воду, и заморозили на холоде [2 с. 14].

Ранние переводы Библии на языки наших предков и их отношение ней

Иоанн Златоуст (347–407 гг.), патриарх Константинопольский, писал: «И скифы, и сарматы... переводя Священное Писание каждый на свой язык, философствуют об этих словесах» [5, с. 271]. Согласно его свидетельству, переводы Библии на языки скифов и сарматов в IV веке н. э. были обычным явлением.

Евсевий Иероним Стадонский (340–420) с восторгом писал: «Христианство распространяется во всем мире, так что даже гунны изучают Псалтирь, холода Скифии пылают жаром веры, рыже- и светловолосое войско готово возить с собой палатки церквей» [5, с. 229].

Свидетельства современников скифских христиан об их вере

Тертуллиан (160–220 гг.) свидетельствует о раннем проникновении христианства в Скифию: «Различные галльские племена и недоступные для римлян места Британии покорились Христу, а также и страны сарматов, даков, германцев, скифов».

Гермий Созомен в «Церковной истории» (события описаны в 423 г.) писал: «Уже исповедовали христианскую веру кельты… а также готы и племена, жившие раньше по соседству с ними по берегам реки Истра (Дуная), давно уже, приняв веру во Христа, изменили свои обычаи на более кроткие и разумные» [5, с. 303]. В приведенном отрывке особое внимание привлекает слово «давно». Вряд ли может идти речь о десятилетиях, скорее — о веках.

Афанасий Александрийский (300–373 гг.) среди народов, принявших «слово Христово», называет скифов и готов [5, с. 682]. В эпиграмме Альцима Авита (V в.) к «благочестивому союзу Христа» причислены: «склавы, сарматы, остроготы, даки, аланы... Все они радуются, что познали Бога» [5, с. 294].

Истинная вера — в послушании Божьим заповедям

Важно подчеркнуть то, как летописцы описывают веру наших предков — скифов, сарматов и готов: «Они покорились Христу, изменили свои обычаи на более кроткие и разумные, радуются, что познали Бога». Очевидно, что их вера характеризуется послушанием Божьему Закону. Вот как об истинной вере сказал Сам Христос: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21–23).

«Что написано пером, не вырубишь и топором»

На основании этих авторитетных исторических свидетельств вполне можно утверждать, что на территории современной Украины в те давние времена среди скифов, готов и сарматов христианство получило широкое распространение. Можно быть вполне уверенным, что христианство в Украине в III веке н. э. приобрело еще большую силу, чем во II веке н. э.

Благая весть Христа начала распространяться задолго до князя Владимира и крещения Руси. Более того, стоит отметить, что наши прародители исповедовали настоящее — основанное на Библии и не искаженное человеческими преданиями — христианство. Думаю, стоит и сегодня каждому из нас искать Божию Церковь и верить в те библейские истины, которые исповедовали Иисус и Его первые последователи.

Важным фактором является подтверждение этих данных археологическими находками, в частности, указывающими на вероятность существования значительного процента христиан среди племен черняховской археологической культуры II–V вв. (анты).

Список использованной литературы

1. Полонська-Василенко Н. Історія України. Т. 1. С. 116. Брайчевський М. Ю. Утвердження християнства на Русі. — К.: Наукова думка, 1989.
2. Огієнко І. І. Українська Церква. — К., 1993.
3. Брайчевський М. Ю. Утвердження християнства на Русі. — К.: Наукова думка, 1989.
4. Граков Б. Н., Мелюкова А. И. Две археологические культуры в Скифии Геродота // СА. — 1953. — Т. 18. — С. 663.
5. Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. — 1948. — № 3.
6. Іваськів Й. В. Український народ і християнство: Історичний нарис. — Х.: Глобус, 2005. С. 27.

Виталий Нероба для журнала «Обзор мировых вопросов»
Иллюстрация

Читайте также:

Переміна серця людини в творчості діячів Русі

Ієронім Празький та православно-гуситські відносини

Поделиться:
просмотров: 692
 

Нове на сайті

   1.03.2017 Анонси подій
   
  26.02.2017 Харьков. Крещение в молитвенном доме на Якутской после программы «Откровение надежды» с участием Билла Биаджи.
  26.02.2017 Ректор українського адвентистського вишу Людмила Штанько: «Ми хочемо виховувати духовну еліту нації»
  24.02.2017 "День за днем", №523
    Каталог файлів
  23.02.2017 Познавательная программа «Против течения» в Энергодаре. 4-18 февраля 2017 г.
  23.02.2017 «По соображениям совести»: фильм о вере, любви и самоотречении
  23.02.2017 В Энергодаре начинает работу центр «Моя здоровая семья»
  23.02.2017 Супруги Луневы поделились рецептом семейного счастья: «Важно, чтобы каждый старался сделать счастливой свою вторую половинку»
  22.02.2017 Український гуманітарний інститут в цифрах
  22.02.2017 Інформаційний лист Міжнародної науково-практичної конференції у м. Київ
    Каталог файлів
 

Події Церкви в Україні

   1.03.2017  Дети в Дарьевке Херсонской области услышали весть о спасении и получили подарки
   1.03.2017  У Чернівцях пройде Міжнародна науково-практична відео-конференція, присвячена 500-річчю Реформації
  27.02.2017  У Краматорську презентували акцію «Донеччина — Реформація-500» (ВІДЕО)
  27.02.2017  Пансионат «Наш Дом» анонсирует медико-миссионерские курсы и лагерное собрание
  26.02.2017  Посетителей евангельской программы в городе Николаеве призывали верить Библии и практиковать здоровый образ жизни
  26.02.2017  На концерте в Николаеве подчеркнули значение протестантской Реформации для современного общества
  26.02.2017  На конференції філологів в Українському гуманітарному інституті говорили про англійську англійською
  25.02.2017  На фестивалі дитячої творчості у Вінниці зібрали кошти для допомоги онкохворим дітям