Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине
 
Головна Основи віри Служіння Структура Церкви Історія АСД
 
 

18.01.2017  Аналітика

 

Содом и Гоморра: археология, история, геология. Часть 1

История Содома и Гоморры является одной из самых известных и популярных в нашем мире. Ей посвящены сотни книг, статей, фильмов, конференций сугубо научного и научно-популярного плана. Одновременно с этим приходится констатировать часто либо популистский подход в рассмотрении их истории, либо подходы, претендующие на особую экстравагантность, без должного научного подтверждения, либо подходы, рассматривающие один из вопросов, связанных с их историей.

Вместе с тем история городов долины Сиддим является актуальной не только с чисто научной точки зрения, но и с точки зрения того, насколько мы можем доверять Библии, как исторической книге. Учитывая вышесказанное, считаем необходимым проведение всестороннего комплексного анализа находок и открытий, относящихся к истории Содома и Гоморры, имеющих как научный интерес для истории Древнего Востока, так и практическую духовную значимость, что и обусловило цель настоящей работы.

Цель работы: комплексный анализ исторических, археологических, этнографических и геологических данных о Содоме и Гоморре и их сопоставление с библейскими сообщениями об этих городах.

Библейские известия о Содоме и Гоморре

Вначале суммируем и комплексно проанализируем библейские сообщения о Содоме и Гоморре.

Местность Содома и Гоморры славилась необыкновенной красотой. «Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде, нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» (Быт.13:10). Как видим, местность Содома и Гоморры по красоте сравнивается с самим садом Господним — Эдемом.

В Содоме и Гоморре существовала царская власть. «И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор» (Быт.14:1-2). Кстати, сегодня история идентифицировала практически всех упоминаемых здесь царей, в том числе и царя Гоморры Биршу, имя которого было прочитано на клинописных табличках из архива древнего города Эблы (см. ниже).

На месте Мертвого (Соленого) моря раньше была долина Сиддим. «Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое» (Быт.14:3).

В долине Сиддим было много смоляных ям. «В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы. Победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли» (Быт.14:10-12).

Содом и Гоморра славились своей греховностью, гомосексуальными отношениями. «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт.18:20). «Городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Быт.19:4-5).

Город Сигор, располагавшийся вблизи Содома, не был разрушен в день гибели Содома и Гоморры, а погиб после. «Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, — он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя]. И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор» (Быт.19:18-22).

Содом, Гоморра и их окрестности были уничтожены дождем из серы и огня. «Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт.19:23-25).

Жена Лота стала соляным столпом. «Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (Быт.19:26). После раскопок древних Помпей в Италии и обнаружении там слепков с погибших людей, даже скептики поменяли свое отношение к известию о превращении жены Лота в соляной столп (см. ниже).

Грех жителей Содома состоял помимо разврата в гордости, пресыщении и праздности. «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала» (Иез.16:49).

На землях Содома ничего не произрастает: «…сера и соль, пожарище — вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей» (Втор.29:23).

Плоды Содомской земли горьки и ядовиты. «Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие» (Втор.32:32).

Предсказано, что гибель Вавилона будет такой же ужасной, как и гибель Содома. «Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь, так и там ни один человек не будет жить, и сын человеческий не остановится в нем» (Иер.49:18). Как видим, Бог через пророка Иеремию предрекает Вавилону, что он тоже останется без жителей, как и ниспровергнутый Им Содом. Это пророчество находит в истории свое полное исполнение и сегодня: от Вавилона сохранились лишь жалкие руины.

Христос подтверждает гибель Содома. «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф.11:23). «…Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех» (Лк.17:29). Таким образом, те, которые опровергают существование Содома и Гоморры, не верят и словам Самого Христа, говорящего об этих городах как о реально погибших в результате необыкновенной катастрофы.

Апостолы Петр и Иуда говорят о сверхъестественной гибели Содома и Гоморры и о том, что это пример будущим нечестивцам. «Города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам» (2Петр.2:6). «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуд.1:7).

Таким образом, Библия говорит о Содоме и других городах долины Сиддим как о процветавших городах-государствах, имевших царскую власть, расположенных в прекрасной местности, но славившихся своим развратом, за что они и были уничтожены Богом. Господь обрушил на эти города «с неба серу и огонь», ниспроверг их, и дым от их пожарищ был виден на большое расстояние. Библия также приводит Содом как пример наказания для грядущих грешников. Посмотрим же, подтверждают ли история, археология и геология эти свидетельства Библии.

Историки Древнего мира о Содоме и Гоморре

Исследуя работы историков Древнего мира (причем все они, за исключением Иосифа Флавия, были язычниками и крайне негативно относились как к иудеям и христианам, так и к Библии, и были не только не заинтересованы в подтверждении историчности библейских сообщений, но, напротив, всячески чернили ее и ее последователей), находим подтверждение библейских сообщений, как о существовании, так и необыкновенной гибели Содома и других городов долины Сиддим.

Тацит Корнелий, римский историк I-II веков н. э., пишет следующее: «...расстилаются равнины, которые... были некогда плодородные и покрытые многолюдными городами, а после выжжены небесным огнем... остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы... обуглилась и не может плодоносить. Всякое растение, посаженное ли рукой человека, или само пробившееся... вянет, чернеет и рассыпается в прах. Что до гибели некогда славных и великих городов, то я готов верить, что их спалил небесный огонь» [16, кн. 5,7, с. 550-551].

Финикийский историк Саньхунятон в своей «Первобытной истории» пишет: «Долина Сиддим провалилась и стала озером» [цит. по 7, с. 83].

Иосиф Флавий, римский историк I века н. э., в своих трудах пишет: «...область Содомская, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная... вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией» [4, кн. 4, 8, с. 302]. «Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока... перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми. Разгневавшись... Господь Бог порешил наказать их за такую дерзость, разрушив их город и настолько опустошив их страну, чтобы из нее уже более не произрастало ни растения, ни плода... Господь поразил город огненными молниями, сжег его вместе с жителями и равным образом, опустошил всю область» [5, т. 1, кн. 1, гл. 1, с. 38-39].

Страбон, знаменитый древнегреческий географ I века н. э., отец современной географии, в своем произведении пишет: «…некогда здесь было 13 населенных городов, из которых главный город — Содомы — имел около 60 стадий в окружности. От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то они были поглощены землей» [15, кн. 16, глава 2, 44. с. 707-708].

Известия о Содоме были также в работах древнегреческого историка Посейдония, утверждавшего, что города долины Сиддим располагались невдалеке от крепости Масады; Сизения Киренского, что одно из поселений ессеев располагалось вблизи древнего Содома; Стефана Византийского, что у источника Эн-Геди располагался когда-то древний Содом [12, с. 155].

Примечательно, что месторасположение городов долины Сиддим, упоминаемое древними авторами, затем было полностью подтверждено в ходе археологических раскопок.

Обычаи и жизнь в древнем Содоме по данным этнографии

История сохранила нам не только саму констатацию факта существования и необыкновенной гибели Содома и Гоморры, но и пролила свет на некоторые обычаи, господствовавшие в этих городах.

«Предания сообщают, что самая страшная вина жителей Содома состояла в их отвращении к пришельцам, в ксенофобии — ненависти к гостям и чужестранцам. Над пришельцами в Содоме издевались, их мучили и убивали. А ведь на Востоке до сих пор гостеприимство — величайшая заповедь, и нарушение её — страшнейший и неискупимый грех. Легенда описывает, как жители Содома и Гоморры подавали пришлым нищим кусочки металла, служившие разменной монетой, и на каждом кусочке писали имя того, кто его подал; потом, однако, нищим никто еду не продавал, а когда очередной нищий умирал от голода, то каждый из "подавших" приходил и забирал свою монету… людей, помогавших обнищавшим обитателям самого Содома, сжигали живьём» [19, с. 162].

«Жители Содома и Гоморры пропагандировали культ нагого тела (современный нудизм), открыто демонстрируя половые органы, а также публично совершали половые акты».

Среди жителей Содома и Гоморры была широко распространена однополая любовь, которая и получила название содомии. «...И своему народу Лот сказал: "Ужель творите вы такую непристойность, которую из вас никто еще не совершал? Ведь в похотливом вожделении своем идете вы к мужчинам вместо женщин. И вы действительно народ, предавшийся чрезмерному распутству"» [Коран, Сура 7, аяты 80-81].

«Их бесчеловечность не была явлением, случайно возникшим только в силу каких-то определенных обстоятельств, но в значительной степени была продуманной системой, вытекающей из теории о том, как себя должен вести живущий в достатке человек, чтобы не тратить все силы на напрасные (с его точки зрения) занятия, а расходовать их только на получение удовольствия… законы милости и доброты, которые дал Всевышний, сказав, что это — основа существования человеческого общества, они заменили на другие, более "практичные" законы, придуманные людьми» [17, с. 69]. Как это напоминает и наше время, когда люди забыли законы Бога и следуют своим «практичным» законам, которые, кстати, приводят их к духовному опустошению, а затем и к гибели.

«Когда содомляне устраивали праздники, то под звуки барабанов плясали на лугу возле реки. Напившись, мужчины хватали жён своих соседей или их невинных дочерей и спали с ними. И ни один мужчина не думал при этом, что делает его собственная жена или его собственная дочь; все веселились от утра до вечера целых четыре дня, а потом, как ни в чём не бывало, возвращались домой»; «Содомляне никогда не давали страннику больше, чем кусок хлеба, и даже обрезывали верхушки фиговых деревьев, чтобы птицы не ели их фиги». «В городе Адме, что находился вблизи Содома, жил богач, у которого была дочь. Однажды путник остановился возле их дома, и дочь богача дала ему хлеб и воду. Городские судьи, услышав о таком страшном преступлении, раздели девицу догола, вымазали мёдом и оставили лежать под гнездом диких пчёл, которые не замедлили налететь на неё и закусать до смерти» [1, с. 248-249].

Содомские яблоки

Первые исследования Мертвого моря связаны с именем немецкого ученого и путешественника Ульриха Яспера Зеетцена (1767-1811), предпринявшего путешествие на Восток и обследовавшего берега Мертвого моря, поразившие его своей безлюдностью.

Казалось, там не было следов жизни вообще: не пели птицы, не водилась рыба, не было даже съедобных растений. И потому Зеетцен весьма обрадовался, когда во время одного из обследований моря обнаружил растения, напоминавшие внешне яблони, с очень аппетитными на вид плодами, размером с голову ребенка. Набрав этих плодов, Зеетцен вернулся в лагерь, но, разломив их, обнаружил вместо сочной мякоти одну труху [10, с. 168]. Сегодня это растение известно под латинским наименованием Citrullus colocynthis. Оно относится к виду арбуза колоквинта (колоцинта) из семейства тыквенных, с лозой, похожей на огуречную, стелющейся по земле или вьющейся по заборам или стенам. Мякоть плода этого растения мягкая и губчатая; на вкус она очень горькая, оказывает слабительное действие, а иногда ядовита.

Зеетцен назвал это растение «содомские яблоки» и занес его в свои каталоги. Он отметил, что эти яблоки напоминали сам город Содом, внешне великолепный и прекрасный, а внутри полный трухи и гнили. Порой эти яблоки напоминают жизни людей нашего времени, когда за внешне респектабельной оболочкой скрывается душевная гниль и порок.

Следующий этап в исследовании Мертвого моря связан с именем американского исследователя, геолога, доктора В. Линча. Во главе американской научной экспедиции в 1848 году он исследовал Мертвое море (у моря есть два бассейна: боле широкий и глубокий — северный и более мелководный — южный) и впервые обратил внимание на его необычайные феномены.

Во-первых, Мертвое мере расположено в большой впадине долины реки Иордан, которая сегодня известна как долина Разлома. Эта долина представляет собой часть очень длинной и глубокой трещины в земной коре, имеющей в ширину от 3,2 до 24,1 километра.

Наиболее ее низкая часть находится у побережья Мертвого моря на глубине 396 метров ниже уровня моря и представляет собой самую глубокую впадину на поверхности земли, которая находится не под водой. Воистину эта долина с Мертвым морем будто бы провалилась в бездну.

Во-вторых, содержание в нем соли достигает до 26%, тогда как соленость океана составляет 3,5%. В-третьих, из Мертвого моря не вытекает ни одна река, и потеря воды происходит только за счет испарения. В-четвертых, климат очень сухой, годовые осадки составляют всего 5-13 см, а температура летом поднимается до 52оС, что приводит к очень высокой степени испарения, благодаря чему над морем висит плотный туман. Мертвое море-это самый соленый водоем на земле, в котором к тому же нет жизни.

Тогда же Линч описал огромные пятна битума — это нефть, затвердевшая в результате испарения и окисления, плавающая по его водам, и резкий едкий запах в воздухе, обусловленный нефтью и серой. В Библии битум назван смолой, так как он в древности использовался для смоления судов, в Египте его также использовали для бальзамирования. Вдоль берегов Мертвого моря расположено огромное количество месторождений серы и нефти. Все это подтверждало библейские сообщения об этих местах.

Гибель Содома: данные археологии

Первое археологическое исследование долины Сиддим было проведено в 1924 году археологами доктором Уильямом Олбрайтом, величайшим археологом XX века, и доктором Майклом Кейли.

Они открыли в местечке Баб-эль-Дахра, находящемся вблизи юго-восточной оконечности Мертвого моря, крупное поселение с наличием большого культового комплекса. Раскопки показали, что этот город погиб в результате страшного огненного катаклизма, вызванного природной катастрофой, сопровождавшейся страшным пожаром, около 2000 г. до н. э. [11, c. 71-72; 14, с. 141]. Тогда же эти археологи отметили, что Содом и другие города долины Сиддим погибли, видимо, в результате природной катастрофы, наступившей вследствие землетрясения, повлекшего за собой воспламенение содержащихся в этом районе месторождений нефти и серы.

Так впервые были получены археологические данные, показывавшие правдивость библейской истории о гибели городов около 2000 г. до н. э. в результате страшного природного катаклизма. Имея непререкаемый авторитет в науке, Олбрайт (на фото) публично заявил, к недовольству скептиков и атеистов, о достоверности библейских сообщений о Содоме [14. с. 141].

Вследствие мирового экономического кризиса 1930-х годов, затем Второй мировой войны, а также арабо-израильских конфликтов, полномасштабные раскопки удалось продолжить только с 1975 года. Они проходили под руководством археологов докторов Уолтера Рэста и Томаса Шауба. Вскоре были не только подтверждены выводы и результаты Олбрайта, но и получены новые ценные данные, проливающие свет на раннюю историю этого города и его связь с Библией [31-33].

Археологи обнаружили храм, другие культурные центры и остатки мощной защитной стены толщиной 7 метров, сделанной из камня и глиняных кирпичей. Но самым неожиданным открытием стало расположенное поблизости кладбище, одно из крупнейших на Ближнем Востоке. По различным оценкам, там находится до 20 000 захоронений, содержащих останки полумиллиона людей (а также около трех миллионов горшков с погребальными дарами).

Даже до раскопок свидетельства огненного катаклизма, поглотившего Баб-эль-Дахру, были очевидными: куски губчатого древесного угля, разбросанные повсюду в окрестностях поселения… Баб-эль-Дахра — не единственное палестинское поселение, которое постигла такая участь.

Вскоре после начала работ в 1975 году археологи Уолтер Рэст и Томас Шауб обнаружили Нумерию — другое поселение раннего бронзового века в 11 километрах к югу, тоже усеянное губчатым древесным углем, который можно было собирать пригоршнями с поверхности земли. Нумерия, как показали раскопки, была уничтожена в то же время, что и Баб-эль-Дахра. Так в раскопках появилась некая закономерность. При дальнейших исследованиях археологи обнаружили еще три поселения раннего бронзового века, каждое из которых располагалось у истока воды (сезонного водного потока), вытянутых в линию в южном направлении от Баб-эль-Дахры и Нумерии. [31, р. 47].

Раскопки показали, что «Баб-эль-Дахра, что значит «ворота власти», обладал внушительными укреплениями. Городская стена, окружающая территорию в 9-10 акров, была серьезной: 7 м шириной, сложена из каменных и земляных блоков. Также обнаружено свидетельство того, что поселение также существовало и вне стен. Общее количество жителей Баб-эль-Дахра к моменту окончания его существования было от 600 до 1 200 человек [31, р. 47]. Внутри стен находилось святилище на возвышении на юго-западном краю города, жилая и производственная зоны и ворота в северо-восточной части.

Ворота состояли из двух башен по бокам с массивными каменными и деревянными основаниями. Они были примерно 4 м в ширину и 10 м в длину с 3-4 метровым проходом посередине. Когда Лот увидел ангелов, он «встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли» (Быт.19:1). Затем он пригласил их к себе в дом. Дома в Баб-эль-Дахре были типичными домами раннего бронзового века «broad room». Они были прямоугольными, примерно 5 м в длину и 2-3 м в ширину со входом на одной из длинных сторон [31, р. 46].

Раскопки оставили неизгладимые следы того, как Баб-эль-Дахра встретила свой огненный финал. Несмотря на то, что город сильно выветрен, в разных местах сохранилось достаточно свидетельств масштабов бедствия. Северо-восточные ворота были разрушены огнем, на что указывает уголь, упавшие и разбитые кирпичи и участки, покрытые пеплом [29, р. 21; 32, р. 560].

В Нумерии, городище которой сохранилось лучше, чем в Баб-эль-Дахре, свидетельства еще более драматичны. В восточной части Нумерии есть большая башня шириной 7,4 м и, по меньшей мере, 10 м длиной. Постройки были уничтожены огнем; стены и комнаты, которые обрушились на обгоревшие обломки значительного количества глиняных кирпичей, множества больших деревянных балок и обуглившейся травы и тростника, все еще связанных веревками, которые соединяли их на крыше» [31, р. 47]. Сегодня ученые полагают, что, скорее всего, города долины Сиддим погибли поздней весной или ранним летом, в пользу чего свидетельствует обнаружение большого количества в них обгорелых спелых виноградин [21, р. 75-81].

К 1980 году Рэст и Шауб подготовили свои выводы: обнаруженные ими поселения были пятью «городами на равнине», о которых говорилось в книге Бытие (Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор) [11, с. 72; 2, с. 58-59]. После долгих дискуссий, продолжавшихся исследований и раскопок даже самые ярые скептики были вынуждены согласиться с обнаружением остатков городов долины Сидим, о которых говорит Библия [32; 33; 7, с. 83]. Тем более, что эти результаты были подтверждены данными подводной археологии и архивами древнего города Эбла. В 1958 году английским подводным археологом Ральфом Банеем было обследовано дно Мертвого моря и выявлено наличие сооружений на его дне [7, с. 84]. В 2000 году британскими археологами было вновь обследовано дно Мертвого моря и были обнаружены на стометровой глубине остатки каких-то сооружений, возраст которых составлял около 4 000 лет [11, с. 72].

Читать продолжение статьи...

Поделиться:
просмотров: 1144
 

Нове на сайті

  15.01.2017 Анонси подій
   
  15.01.2017 Третій конгрес адвентистів-підприємців (Вінниця, 16-20 листопада) (ВІДЕО)
  14.01.2017 "День за днем", №517
    Каталог файлів
  14.01.2017 Оксана Козунь про кохання і нові кліпи (ВІДЕО)
  14.01.2017 Гурт ManSound про свою творчість і справжню дружбу (ВІДЕО)
  14.01.2017 Что Эллен Уайт пишет о питании во время беременности
  14.01.2017 Пастор-марафонец Денис Медведев: «Для здоровья лучше просто бежать, чем бежать с целью кого-то обогнать»
  12.01.2017 Цукровий діабет: причини, симптоми та лікування (ВІДЕО)
  12.01.2017 Ірина Федишин про свою сім’ю і духовність (ВІДЕО)
  12.01.2017 Програма туру по місцях Реформації
    Каталог файлів
 

Події Церкви в Україні

  17.01.2017  На Тернопільщині адвентисти відвідали виправну колонію, де пропагували заняття спортом і здоровий спосіб життя
  17.01.2017  Адвентисты подарили праздник маленьким жителям Славянска
  17.01.2017  Дети в черниговском арт-кафе МАК показали свое творчество и ответили на вопросы о Рождестве
  17.01.2017  Участники каникулярной школы в Ромнах узнали, кто из рожденных на земле является «Самым-самым»
  17.01.2017  В рамках проекта R-500 более 100 детей из социально незащищённых семей посетили рождественский праздник в Никополе
  17.01.2017  На рождественских мероприятиях в Харькове христиане показали спектакль о Христе, послужили детям-инвалидам и детям из социально незащищенных семей (хроника)
  17.01.2017  На Луганщине адвентисты из пансионата «Айдар» познакомили сельских и городских жителей с библейской историей спасения
  16.01.2017  Англійський педагог розповів, як правильно викладати